Примерное время чтения: 25 минут
122

Эпоха железобетона. На что указывает Яков Свердлов в центре Екатеринбурга?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. «АиФ-Урал» 10/08/2022

Накануне Дня строителя в Екатеринбурге презентовали очередной маршрут проекта «Живые дома Урала». На этот раз он прошёл по самому центру мегаполиса. Когда в Свердловске впервые применили железобетон? Где были возведены первые пятиэтажки? Какую роль сыграли девушки в строительстве первого небоскрёба? Как уральские строители передвинули дом весом 640 тонн? Об этом и многом другом рассказал заведующий научно-информационным отделом Музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков.

Железобетон стал тем строительным материалом, который отделил технологии XX века от предшествующих столетий. Первые подобные проекты были реализованы в России ещё до революции, хотя в последующие годы строители неоднократно возвращались к дереву и кирпичу.

Первый опыт

В Екатеринбурге первое здание из железобетона было возведено в 1912 году. Это был Новый городской театр, ныне известный как Оперный. Его строительство неразрывно связано с именем инженера и архитектора Константина Бабыкина. Именно он решил использовать при строительстве железобетонные перекрытия. Тогда же в городе впервые появились рабочие, чья профессия называлась бетонщик.

Новый городской театр
Новый городской театр Фото: Предоставлено организаторами

Показательно, что современники Бабыкина новой технологии не слишком-то доверяли. В октябре 1917 года большевики провозглашали в здании Оперного советскую власть, в него набилось огромное количество народу. При этом Константина Трофимовича заставили всё мероприятие просидеть под балконами театра. Дескать, если они обрушатся, то он тоже погибнет…

В стиле конструктивизм

Впрочем, именно в годы советской власти в городе началось масштабное строительство зданий из железобетона. Одно из них – Дом промышленности, возведённый в комплексе Госпромурала. (Предполагалось построить несколько кварталов жилых корпусов между проспектом Ленина и улицей Малышева, дом культуры, школу.) Сегодня здание является памятником конструктивизма федерального значения. В нём располагается НПО автоматики имени академика Н. А. Семихатова.

Дом промышленности.
Дом промышленности. Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Строительство было начато ещё в 1930-е годы, а закончено в 1967 году. Особенностью здания является то, что в нём при внутренней отделке был впервые применён мрамор. Один из лучших инженеров 30-х годов Александр Антипин по этому поводу отмечал: «Облицованные колонны и стены второго вестибюля Дома промышленности подтверждают превосходное качество этого декоративного материала».

Что такое кран-укосина?

Между тем уже в 30-е годы свердловские строители были вынуждены вернуться к кирпичу, сохранив лишь некоторые элементы железобетонных конструкций. Это отразилось, в том числе, при возведении гостиницы «Большой Урал». Для того чтобы строить из железобетона, нужна была целая промышленная индустрия (около десятка заводов), а она в Свердловской области появилась лишь во второй половине XX века.

Гостиница
Гостиница "Большой Урал". Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Строительных кранов тогда ещё не было, но рабочие использовали различные технологические хитрости. Например, кран-укосину – конструкцию, позволяющую поднимать на большую высоту грузы до 5 тонн. Кроме того, при возведении «Большого Урала» к строительной площадке была проведена небольшая узкоколейная железная дорога, по которой доставлялись кирпичи и другие материалы.

Главная площадь

Сегодня мало кто помнит, но в 30-40-е годы прошлого века самым-самым центром Свердловска считалась отнюдь не Плотинка, а площадь Парижской Коммуны напротив Оперного театра. Она простиралась от Городка чекистов до гостиницы «Большой Урал» и Дома печати. Сегодня не каждый турист поймёт, что находится на площади, хотя сто лет назад именно здесь было развернуто главное городское строительство.

Площадь перед Оперным театром.
Площадь перед Оперным театром. Фото: Предоставлено организаторами

После Великой Отечественной власти стали много внимания уделять обустройству парков и скверов. Всеми работами по озеленению в городе ведал Свердловскзеленстрой. Его сотрудники не только сажали кусты и деревья, они «ткали» настоящие ковры из цветов. Газета «Уральский рабочий» в те годы писала: «В живом цветочном орнаменте – большой портрет товарища Сталина. Широкая дорожка из шелковистой зелени украшена белыми и красными цветами. На соседнем газоне червонные листья бегонии составляют силуэт зубчатой кремлевской стены. На фоне её зелёные танки. На круглой клумбе в центре сквера пёстрыми цветочными головками выделяются слова: «30 лет СССР».

Самое важное здание

Летом 1927 года на площади Парижской Коммуны был установлен памятник Якову Свердлову. Авторы проекта заложили в него глубокий смысл. Смотрит товарищ Андрей в сторону  Верх-Исетского завода, где работали самые революционные пролетарии. Планировалось, что правая рука председателя ВЦИК будет указывать на место строительства Уральского обкома партии (самое важное в городе здание), однако позднее власти решили возвести его в другом месте. Потом там хотели построить огромный синтетический театр, но и это не сбылось. Кончилось тем, что в 1953 году на месте, куда указывает Яков Михайлович, начали возводить огромное здание треста «Свердловскуголь» (в те годы в регионе добывали много угля).

Технология работ на строительстве треста
Технология работ на строительстве треста "Свердловскуголь". Фото: Предоставлено организаторами

Однако по завершению строительства в него заехал Совнархоз. И когда в 1965 году, после снятия Никиты Хрущёва, эти структуры ликвидировали, роскошное здание в стиле советской неоклассики досталось Уральскому государственному университету. Многие выпускники УрГУ считают, что справедливость восторжествовала: Яков Свердлов, как и планировалось, указывает на самое важное место в городе.

Уральский госуниверситет (ныне - УрФУ).
Уральский госуниверситет (ныне - УрФУ). Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

«Где пальтишко купили?»

На тему памятника Свердлову в Екатеринбурге есть ряд анекдотов. Как известно, монументы Кирову (напротив УПИ), Свердлову (рядом с УрГУ) и Ленину (указывает на Пассаж) стоят на одной линии. И ведут они такой диалог:

Киров: «Яков Михалыч, спроси у Ильича, где он пальто такое замечательное отхватил?»
Свердлов: «Погоди, Серёг, сейчас спрошу. Владимир Ильич, где вы пальтишко прикупили?»
Ленин: «Это, что ли? Да вон, в Пассаже!»

Памятник Якову Свердлову.
Памятник Якову Свердлову. Фото: «АиФ-Урал»/ Ольга Юшкова

Коренная перестройка

Здание театра музкомедии в Свердловске перестраивалось два раза: в 1934 и 1960 годах. Последняя реконструкция полностью изменила концепцию фасада. Одной из «фишек» объекта стало огромное витражное окно.

Театр музыкальной комедии.
Театр музыкальной комедии. Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Газета «Вечерний Свердловск»: «У стены, выходящей к Дому печати, вырастет трёхэтажный пристрой, где будут репетиционные  комнаты, артистические уборные. На четыре метра поднимется зрительный зал – он увеличится на 200 мест. Обширный вестибюль будет находиться на месте теперешнего кинотеатра «Совкино», а «Совкино» займёт второй и третий этажи над ним. Словом, всё здание коренным образом перестроится».

Ручная работа

Первый дом горсовета стал первым пятиэтажным зданием в Свердловске. Объект возводился полностью из кирпича. В процессе работ возникли огромные сложности. Никакой техники не было, всё делалось вручную, стройматериалы наверх таскали на спине. Строили дом в основном наёмные артельщики из Нижнего Новгорода и из Вятки.

Первый дом горсовета.
Первый дом горсовета. Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Благодаря городским СМИ, сохранился диалог рабочих:

«Вот сейчас вятич с рыжей пушистой бородой, сильно упирая на букву «о», говорит:

- О, милок, нижегородским супротив нас не устоять! Они – бутовщики, каменную кладку делать – это их дело, а вот что касательно кирпичей, да кирпичной складки, мы-то, вятские, собаку съели и кошкой закусили – зашибаем нижегородских.

В беседу вступает среднего роста рабочий. Добродушно ткнув большим пальцем вятича в живот, говорит:

- Эх вы, вятские, лапотники, хлипкие вы. Ваша работа лёгкая – кирпичи это не то, что камни ворочать!»

Знаковое место

Одно из знаковых мест Екатеринбурга – набережная. Свой нынешний облик она приобрела в 1930-40-е годы. Автором проекта был прославленный архитектор Сигизмунд Домбровский. Берега городского пруда одели в гранит и обрамили чугунной решёткой. Набережную также украсили гипсовые скульптуры девушки с веслом, лётчика, спортсменки, дискобола, шахтёра и колхозницы, но в 1960-е их убрали: из-за недолговечности материала их приходилось слишком часто обновлять.

Набережная городского пруда.
Набережная городского пруда. Фото: Предоставлено организаторами

Сложность работ состояла в том, что при благоустройстве берега строителям встретилась гранитная скала. В связи с этим была применена особая конструкция – свайный ростверк.

От дерева до бетона

Городская плотина была построена на реке Исети в 1723 году при создании Екатеринбургского железоделательного завода. С учётом того, что основа её была деревянной (сосна, лиственница), в XVIII-XIX веках её необходимо было обновлять примерно раз в двадцать лет. Но в 1964 году власти приняли решение провести глобальную реконструкцию: в частности, специалисты сделали бетонный слив, покрытый гранитом.

Плотина.
Плотина. Фото: АиФ/ Евгения Гаева

Подарок к юбилею

Главным подарком Свердловску на 50-летие советской власти в 1967 году стал киноконцертный театр «Космос». Его строительство широко освещалось в СМИ. Основные работы выполнял трест «Свердловскгражданстрой», но было задействовано и несколько субподрядных организаций.

ККТ
ККТ "Космос" Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

В ККТ были установлены самые современные аудио- и видеосистемы. По всему комплексу было размещено 500 колонок, из них 200 – в большом зале. На тот момент это был один из самых больших объектов, возведённых из железобетона.

Новая вавилонская башня

Второй дом советов. На протяжении полувека (после сноса церквей), пока не построили Дом областного правительства, это было самое высокое здание Свердловска. Возводил его некий суперсекретный стройкомбинат при ОГПУ, поэтому документы, касающиеся стройки, не обнародованы до сих пор. Сам объект часто называли «новой вавилонской башней». К 1930 году были построены первые шестиэтажные блоки, окончательная высота здания составила 11 этажей.

Второй дом советов.
Второй дом советов. Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Здание уникально ещё и тем, что в данном жилом доме появился первый гражданский лифт, а для квартир выписывалась специальная мебель. Показательно, что в процессе возведения не применялись строительные краны (их на тот момент в городе не было). Для доставки стройматериалов был оборудован шахтный подъёмник, работавший  не вглубь, а в высоту.

Самый сложный участок

Участок от станции «Динамо» до станции «Площадь 1905 года» был самым сложным участком при строительстве метро Екатеринбурга, так как он проходит под Городским прудом. Строительство замедлялось из-за проблем с поставкой материалов и комплектующих. Речь, в том числе, идёт о тюбингах – элементах сборного крепления подземных сооружений.

Екатеринбургский метрополитен.
Екатеринбургский метрополитен. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

На строительстве данной линии метрополитена работало много студентов – из горного, лесотехнического, железнодорожного институтов и Уральского госуниверситета.

Зуб мудрости

В 1975 году в Свердловске по инициативе Бориса Ельцина началось строительство первого небоскрёба – 25-этажного Дома советов (он же – Белый дом, он же – Зуб мудрости). При его возведении большую роль играли строительные краны, а главными героями были крановщики. Вернее – крановщицы: по непонятной до сих пор причине, специальность эта была полностью отдана на откуп девушкам.

Белый дом.
Белый дом. Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Проблема была в том, что с огромной высоты машинист крана не видел конца троса. Для координации работ в кабину был проведён телефон, на который рабочие подавали команды: «Вира! Майна! Каретку вперёд! Назад!»

Центральный микрорайон

Западную часть Октябрьской площади в Екатеринбурге формирует большой жилой комплекс, построенный в 1980-е годы. Он получил название «Центральный» и в каком-то смысле является последним писком советской архитектуры. Фасады домов были разукрашены цветной облицовочной плиткой, были обустроены просторные лоджии и удобные балконы. Новосёлам бросалась в глаза необычная планировка квартир. Строители также предусмотрели подземные гаражи, несколько магазинов и объектов культурно-бытового назначения.

Центральный микрорайон.
Центральный микрорайон. Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Настоящей легендой того времени был заслуженный строитель, бригадир, кавалер ордена Трудового Красного знамени, инициатор почина «Пятилетнее задание бригады – меньшим составом», неутомимый борец за трудовую дисциплину Николай Комар.

Свердловский драмтеатр

Здание Свердловской драмтеатра вслед за Домом советов и Центральным микрорайоном должно было завершить комплекс Октябрьской площади. Его начали возводить в 1978 году, но потом стройка была заморожена. Возобновили её только в конце 80-х.

Свердловский драмтеатр.
Свердловский драмтеатр. Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Екатеринбургский цирк

Один из самых сложных в проектировании и строительстве объектов. Его возведение велось с 1974 по 1979 год, а открытие состоялось в феврале 1980-го. Отличительной особенностью Екатеринбургского цирка является его купол – решётчатое ажурное сооружение, состоящее из полуарок.

Екатеринбургский цирк.
Екатеринбургский цирк. Фото: «АиФ-Урал»/ Ирина Демехина

Монтаж рёбер требовал специальных  технологий. Арочные конструкции опираются на большое железобетонное кольцо и через стальные ванты удерживают рабочий купол цирка. Кроме того, цирк выделяется своими барельефами на фасадах.

Мост на Челюскинцев

Мост по улице Челюскинцев (Макаровский мост) был построен в 1959 году предприятием Мостопоезд №445. Длина путепровода составила около 240 метров, ширина – 25.

Мост на улице Челюскинцев.
Мост на улице Челюскинцев. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

Газета «Уральский рабочий» : «Сооружение этого моста имеет большое значение для города. По нему устремится поток автотранспорта с железнодорожной станции и товарного двора, направляющийся в Верх-Исетский и другие прилегающие к нему районы. Это сократит пробег машин, удешевит и ускорит доставку грузов, разгрузит другие улицы города, позволит улучшить трамвайное движение».

Невероятно, но факт!

В 1935 году при строительстве здания штаба Уральского военного округа строители на расстояние 40 метров передвинули двухэтажный деревянный дом весом 640 тонн. Уникальная операция не имела особого смысла, она была проделана в качестве эксперимента. Здание было оборудовано водопроводом, канализацией, центральным водяным отоплением, электроосвещением, двумя русскими печами. При этом во время передвижки дом был наполовину заселён! За исключением русских печей, всё оборудование дома было сохранено…

В качестве подъёмных приспособлений использовались 12 винтовых домкратов, установленных под капитальные стены. Подняв здание до требуемой высоты, его опускали на шпальные клетки и передвигали по каткам из чугунных труб с помощью двух десятитонных ручных лебёдок.

В книге рекордов России

«Маршрут для самостоятельного путешествия «Живые дома Урала» создаётся уже несколько лет для повышения престижа профессии строителя, - отметил официальный представитель Уральского объединения строителей Денис Снетков. – В него вошли более 200 зданий в шести городах региона. Маршрут попал в книгу рекордов России как самое длинное путешествие, связанное с историей дореволюционного, советского и современного строительства. Последние три года «Живые дома Урала» прирастают микрорайонами Екатеринбурга.

Были экскурсии по Втузгородку, Пионерскому посёлку, Юго-Западному району. В этом году – путешествие в 30-80 годы XX века по центру города. Уникальность проекта в том, что в интерактивных картах рассказываются истории и биографии строителей каждого здания, говорится о технологиях и материалах того времени. Взглянуть на город не с «фасадной», архитектурной точки зрения, а изнутри мира тех, кто возводил объекты, будет интересно всем. Мы заботимся о строителях – начиная от совершенствования законодательства и заканчивая сохранением памяти. Хотим, чтобы жили имена тех, кто создавал наш город в советское время. Отсюда – название маршрута».

Аудиогид по маршрутам «Живые дома Урал» можно найти и бесплатно скачать на сайте  izi.travel/ru.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах