В последние годы благотворительность в России стала трендом, и Свердловская область — не исключение. В ней участвуют региональные и местные власти, крупный, средний и малый бизнес, благотворительные фонды, НКО, неформальные общественные объединения, политические партии, религиозные конфессии и сотни тысяч неравнодушных уральцев. Взаимодействие компаний и благотворительных организаций, социальную ответственность бизнеса, настоящее и будущее благотворительности обсудили участники круглого стола, организованного «АиФ-Урал».
Равноправные партнёры
По информации правительства Свердловской области, озвученной на XXIX церемонии награждения лучших благотворителей, итоговая сумма благотворительной деятельности в 2024 году в регионе составила почти 22,8 млрд рублей. Для сравнения: годом ранее эта сумма равнялась 21,5 млрд. При этом, согласно реестру Минэкономразвития РФ, в регионе действует 1 455 социально ориентированных НКО.
«Структура благотворительности в России меняется, — считает председатель Свердловской региональной общественной организации «Добровольческое движение „Дорогами Добра“ Валерий Басай. — Был большой период, когда государство, НКО и бизнес шли независимыми друг от друга путями. Сегодня мы становимся равноправными партнёрами. Наблюдается феноменальное явление: бизнес испытывает большой кадровый голод и отток кадров, так как новое поколение уже не хочет работать только „ради работы“. Людям нужны социальные инициативы, волонтёрство. В этом случае благотворительность становится одним из инструментов привлечения и удержания сотрудников. НКО могут предложить бизнесу интересные проекты, которые, в случае реализации, помогают сохранять работников. Мы становимся интересны друг другу. Кроме того, НКО выступают экспертами в социальной сфере: как, во что или в кого лучше всего вложить деньги».
«Столото» и благотворительность: почему КСО становится частью бизнес-модели
«Для многих компаний участие в социальных проектах — это вопрос репутации, но сегодня всё больше предпринимателей понимают, что за благотворительностью — большое будущее, — отметила директор по спонсорству и корпоративной социальной ответственности „Столото“ Оксана Тубман. — Бизнес начинает вкладывать в неё более глобальный, глубокий смысл. Например, для компании „Столото“ корпоративная социальная ответственность (КСО) — часть общей бизнес-модели. Можно сказать, что это вшито в нашу социальную ДНК. Для нас это не какие-то разовые акции, мы стараемся сформировать равноправное партнёрство — между нами, НКО и обществом. Благодаря этому происходят позитивные изменения — как в обществе, так и внутри компании. Самое главное, что мы создаём с нашими клиентами эмоциональную связь».
По словам эксперта, исторически государственные лотереи всегда были источником пополнения госбюджета и поддержки различных социальных и инфраструктурных проектов. Не только в России, но и во всём мире. На отчисления от лотерей строилась школы, больницы, музеи и даже университеты. Именно на эти средства частично возводилась, например, Великая Китайская стена. За счёт государственной лотереи «Спортлото» на 25% была профинансирована Олимпиада-80 в Москве. Сегодня распространитель государственных лотерей «Столото» продолжает эти традиции, делая акцент на благотворительности и социальных проектах.
Грантовая поддержка НКО: как системно развивать проекты
«Есть три столпа нашей работы в сфере благотворительности, один из них — грантовый конкурс для НКО, который проходит два раза в год уже в течение четырёх лет, — рассказала Оксана Тубман. — За это время компания поддержала 31 проект по всей России. У тех, кто не смог получить грант, есть возможность попасть на фандрайзинговую платформу на нашем сайте. Человек из своего кошелька, со своего личного выигрыша может перевести средства на тот или иной проект. Тем самым мы вовлекаем людей в благотворительность. Это огромная аудитория, у нас в течение года порядка 40 млн участников. Существую также благотворительные тиражи. Уже три года мы проводим Пасхальный тираж лотереи „Русское лото“. 10 рублей с каждого билета перечисляются в службу „Милосердие“ при РПЦ, которая финансирует большое количество проектов по всей России. В нынешнем году мы впервые провели тираж, приуроченный к 80-летию Победы — в поддержку ветеранов Великой Отечественной войны. Таким образом в благотворительность вовлекаются участники лотерей. Они тоже становятся частью большого доброго дела. Для общества это реальная помощь в решении социальных проблем, а для НКО — стабильное финансирование и доступ к нашей многомиллионной аудитории. Это не просто „статья расходов“, а инвестиции в устойчивое будущее, где бизнес и общество взаимодействует друг с другом».
Связующее звено
Связующим звеном между бизнесом и теми, кто нуждаются в помощи, являются благотворительные фонды. Именно они становятся гарантом законности использования денежных средств и других ресурсов. Такие НКО индивидуально работают с потенциальными благополучателями, изучая трудную жизненную ситуацию, в которую попал человек, проверяют всю необходимую документацию.
«Мы гарантируем меценатам, что их деньги действительно будут направлены на благо людей, — подчеркнула председатель благотворительного фонда „Честная благотворительность“, директор АНО НКО „Центр социальных и медицинских исследований“ Наталья Агафонова. — На нашем портале встречаются те, кто нуждается в помощи, и те, кто хотел бы её оказать. Любой может подать обращение, а мы в свою очередь изучим, чем и как можем помочь, в случае необходимости подключаем государственные структуры. Только после того, как полностью выясним, какая поддержка необходима, размещаем информацию на портале. Бывает, что человек просто не знает, что у него есть право обратиться в социальное учреждение и получить помощь от государства».
Действительно, любой благотворительный фонд предполагает отчётность и информационную открытость. Деятельность таких НКО регулирует федеральный закон № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)».
«Важно, что благотворительные фонды снижают риск мошенничества, возможность недобросовестного использования денежных средств, — сказала глава „Клуба бухгалтеров и руководителей НКО Свердловской области“, эксперт Регионального ресурсного центра РСМ для СО НКО Наталья Лычагина. — Их контролирует Минфин, Минюст, налоговая инспекция. Крупные фонды обязательно проходят аудит, всё согласно законодательству РФ. Крупные компании могут создать свой фонд, по такому пути идут многие. Либо они ищут устойчивый, надёжный фонд, в который могут передавать средства. Всё это варианты цивилизованной благотворительной деятельности. Не так давно я встречалась с фандрайзерами, специалистами, которые привлекают ресурсы для некоммерческих проектов. Увы, но с точки зрения бизнеса, многие НКО работают в „серой“ зоне, у них практически нулевые балансы и крайне скудная отчётность».
По словам спикера, чтобы исправить ситуацию, Министерство юстиции запустило портал, где должны быть размещены все отчёты НКО. Потому что и бизнес, и государство ждут от некоммерческого сектора полной прозрачности, надёжности и устойчивости.
Обратная связь
Между тем в сфере благотворительности каждый год появляются новые форматы. Бизнес не просто даёт средства, он включается в деятельность НКО, оказывая профессиональную экспертную помощь. Появляется много частных инициатив, когда люди сами объединяются в сообщества (дворовые, школьные и так далее) и реализуют свои небольшие, но важные социальные проекты. Благотворительность становится более масштабной, она превращается в ежедневную норму для сотен тысяч граждан России.
«Сегодня бизнесу важна любая благотворительная инициатива (НКО или частная), которая несёт обратную связь, — уверен Валерий Басай. — Формы и направления сотрудничества могут быть разные, но они должны быть творческими. Бизнесу важны не просто цифры, а „картинка“: что увидят люди, что они почувствуют. Если нет эмоциональной связи — никакие миллионы работать не будут».
В качестве примера эксперт привёл проект «Ёлка желаний», который появился четверть века назад в Екатеринбурге: «В своё время нам не хватало денег, чтобы закупить подарки на Новый год. Появилась идея распечатать письма людей и повесить их на ёлки в торговых центрах, чтобы любой желающий мог исполнить мечту ребёнка или пенсионера. Проект объединил сотни тысяч людей, ёлки стали „дублироваться“ в других городах, в конце концов наша инициатива получила федеральный охват. При этом „Ёлка желаний“ — это не про деньги, это про волшебство, добро, любовь и заботу!»
«Для нас важна эмоциональная составляющая, взаимосвязь с участниками лотереи, симбиоз с НКО и благотворительными фондами, когда каждый партнёр вносит в проект свой уникальный вклад, — подчеркнула Оксана Тубман. — К нам еженедельно приходит огромное количество запросов о помощи, принять решение бывает очень сложно, поэтому мы и организуем грантовые конкурсы. В связи с этим очень важно, как транслируют себя НКО, какие инструменты использует, чтобы „подсвечивать“ наше партнёрство. Есть такой афоризм: благотворительность без души — это не благотворительность. Помимо финансов, это наши человеческие ресурсы, волонтёрские в том числе. Мы, при всём желании, не можем помочь всем и каждому, но можем вовлечь в благотворительность нашу многомиллионную аудиторию участников лотерей».
Важна любая помощь
Показательно, что участие в благотворительности, помощь ближнему практически не зависят от масштабов бизнеса. Хотя понятно, что у крупных компаний возможностей значительно больше, чем у МСБ.
«Мы работаем со всеми видами бизнеса, но чаще всего — именно с малым, — сказала Наталья Агафонова. — Среди таких предпринимателей у нас много знакомых, с ними комфортно работать. Мы, конечно, не просим каких-то огромных сумм, часто требуются не денежные средства, а какая-то конкретная помощь. Например, на днях в Окружном доме офицеров в Екатеринбурге состоялся День матери (для мам защитников Отечества). На него приехали женщины со всей Свердловской области. Чтобы организовать для них чай, кофе, мы позвонили в несколько кейтеринговых компаний, и предприниматели с радостью пошли нам навстречу.
Ещё один пример: мы уже не первый год реализуем проект „Пельмешки для СВОих с Урала“, оказываем помощь нескольким воинским частям. Лепим пельмени целыми командами, в этих акциях участвуют семьи, дети, ветераны войны, бизнес, множество НКО, кафе, рестораны. Как-то нам прислали 250 кг пельменей, которые мы передали в госпиталь...»
Ещё один социальный проект — «Тепло в дом». На территории Режевского округа живёт немало пожилых граждан, которые отапливают дома дровами, но не могут их приобрести. На выигранные гранты приобретаются дрова, а волонтёры помогают их складировать.
«Если речь идёт о малом бизнесе, то многое зависит от личности руководителя или хозяина предприятия, — отметила Наталья Лычагина. — При этом речь может идти не только о финансовых ресурсах, а о предоставлении каких-то услуг. У нас есть примеры, когда крупные бухгалтерские компании оказывают НКО безвозмездные бухгалтерские услуги. Не все некоммерческие организации могут их себе позволить. Любая благотворительность начинается с диалога, после которого возникают взаимный интерес и сотрудничество».
По мнению экспертов, одна из проблем в том, что некоммерческий сектор почти не умеет рассказывать о своей деятельности. Хотя освещение результатов благотворительной деятельности — это ещё и вопрос вовлечения в неё новых участников! Бизнес собрал и выделил средства, профессиональная задача НКО и СМИ — красиво рассказать, как они были потрачены.
«Милосердие было, есть и будет»
«Наши сотрудники хотят быть причастны к чему-то большему, чем просто бизнес, поэтому число волонтёров у нас с каждым годом растёт, — подчеркнула Оксана Тубман. — И это не только благотворительность. В последнее время особое внимание обращаем на массовый спорт, утраиваем мотивационные встречи для людей с ОВЗ и паралимпийскими спортсменами. Организуем „Народные Игры ГТО“, где создали особую категорию для людей с инвалидностью, с нарушением опорно-двигательного аппарата и с ментальными нарушениями. Для наших сотрудников участие в таких проектах — это возможность развить какие-то свои лидерские качества и навыки, умение решать нестандартные задачи в условиях ограниченных ресурсов».
По мнению Валерия Басая, в обозримом будущем благотворительность в России будут определять не крупные корпорации, а миллионы частных пожертвователей. Людей объединит принцип социальной справедливости. Его уже сейчас может реализовать бизнес, НКО и государство, но в перспективе эта функция станет самоорганизующейся. В благотворительность придёт огромное количество сознательных граждан.
«Количество благотворителей и волонтёров в России, как и социальная ответственность бизнеса, несомненно, будут расти, — уверена Наталья Агафонова. — Милосердие в России было, есть и будет. В стране появляются и растут сильные волонтёрские движения, причём у нас очень много добровольцев серебряного возраста».










В Екатеринбурге пройдёт круглый стол по взаимодействию бизнеса и НКО
Добрый тираж. Центр помощи подросткам получил поддержку «Русского лото»
Свердловчане выиграли почти 53 млн рублей в «Новогоднем миллиарде»
Выигрыш с комфортом. «Столото» открыл Центр выплат в Екатеринбурге
Житель Екатеринбурга выиграл в лотерею 5 миллионов рублей