Спустя время стало понятно – особого результата она не дала, и в сегодняшней ситуации стагнации в экономики многие города на Среднем Урале вновь оказались на грани выживания.
«За бортом»
– Технопарки, кластеры – эти слова повторяют все, кому не лень. Да только вот людям от этого не легче, – рассуждает житель Карпинска Михаил Юрьев. – Человеку что нужно? Работа, чтобы жить и семью свою содержать. А какими это словами назвать – да всё равно!
Очередным планом по спасению – теперь уже не самих моногородов, а хотя бы людей, в них живущих, – стала идея Минтруда РФ платить «подъёмные» за… переезд в другое место. Допустим, предприятие закрывается, и его работникам, оставшимся не у дел, выплачивается определённая сумма. Предварительный размер средств на обустройство на новом месте Минтруда оценило в 400 тыс. руб. Если человек переезжает вместе с семьёй, сумма удваивается.
В качестве финала просматриваются два сценария. Первый – производства затухнут и моногорода опустеют. Второй – очередной проект властей потерпит крах. Именно последний вариант видится специалистам наиболее очевидным. «Приведу пример: в Кемеровской области в одном из городов закрыли шахту, – комментирует ситуацию политолог Сергей Мошкин. – Бывшим работникам была предложена возможность переехать в другие населённые пункты. Речь шла не о 400 тыс. руб., а о поддержке «под ключ» – квартира, социальные выплаты и так далее. В итоге согласились лишь две семьи. Привязанность к земле, родители, друзья, сады, огороды – у всех свои мотивы».
Действительно, сложно представить, что рабочие отдалённых свердловских городов и поселков, которые десятилетиями трудились на одном месте, вдруг решатся на переезд. Где работать, кем работать? 400 тысяч – не та сумма, чтобы начинать жизнь сначала. Так люди, проработавшие всю жизнь на одном предприятии, оказываются «за бортом» и вынуждены просто выживать.
Отголосок спада
Чиновники рапортуют: уровень безработицы в моногородах – средний по России, а то и ниже. Более того, глядя на «процветающие» моноселения, были свёрнуты те меры стимулирования, которые власти приняли во время кризиса 2008 года. Между тем выделенные на реанимацию финансы проблему не решили. Счёт шёл на миллиарды, но реального импульса оживлению экономики программа не дала. Достаточно вспомнить Краснотурьинск, Верхнюю Синячиху, Артёмовский, Сосьву и другие города.
То, что сегодня происходит в моногородах Свердловской области, – отголосок общего спада в экономике. Собственникам производств становится невыгодно заниматься нерентабельным делом, и, как бизнесмены, они поступают очень просто – продают или закрывают производство. Между тем за прагматичным решением всегда кроются человеческие переживания и боль. «Функции по поддержке людей, с одной стороны, должно брать на себя государство, а с другой – собственник предприятия. Он обязан нести компенсаторные решения, поскольку, став владельцем производства, взял на себя и ответственность, в том числе материальную», – уверен Сергей Мошкин.