Для многих уральских подростков летние каникулы – это возможность не только хорошо отдохнуть, но и поработать: принести пользу себе и обществу, освоить какую-нибудь нехитрую специальность, а заодно заработать кое-какие деньги – на карманные расходы, новый мобильник или даже компьютер. Однако на трудовом пути свердловских школьников может ждать немало подводных камней.
Ранний опыт?
На самом деле возможность поработать в летние каникулы ищут сегодня сотни подростков. Родители, как правило, тоже приветствуют ранний трудовой опыт своих чад. И уж в чём – в чём, а в этом свердловские власти идут школярам навстречу. Ещё в мае службой занятости населения Среднего Урала были заключены договоры о временном трудоустройстве более 27 тысяч подростков. Для сравнения: в прошлом году из региональной казны было потрачено на это дело 30,6 миллиона рублей. При этом доля работодателей в зарплатах свердловских школяров составила 115 миллионов.
По данным прошлого года, активнее всего трудоустраивали ребят в Каменске-Уральском, Асбесте, Тавде, Нижнем Тагиле, Красноуфимске, Новой Ляле и Екатеринбурге. Как правило, это промышленные предприятия, организации сферы ЖКХ и благоустройства, социальные и образовательные учреждения.
Заработки разные
Понятно, что основную зарплату подросткам платит работодатель. Кроме того, материальную поддержку (до 1,5 тысячи рублей) им окажет служба занятости. В Екатеринбурге заработок школяра может достигать 7 тысяч рублей в месяц. Впрочем, надо признать, что цифра эта весьма условна.
Доходы у ребят будут разные – в зависимости от выполняемой работы и предприятия. В прошлом году подростки, устроившиеся через биржи труда, работали курьерами, санитарами, помощниками библиотекаря, рекламными агентами, дворниками, швеями, медрегистраторами, убирали и озеленяли территорию, пололи грядки.
Несколько иная специфика у промоутера: он раздаёт листовки с рекламой либо «дефилирует» в каком-нибудь карнавальном костюме, призывая прохожих посетить кафе или супермаркет. Заработки – 200 рублей в час и более, но работать порой приходится на палящей жаре или под дождём.
В целом же список возможных профессий достаточно обширен. В кафе и закусочных дети могут работать официантами или помощниками продавца, работниками кухни. На промышленных предприятиях – фасовщиками, упаковщиками и подсобными рабочими. Десятки школьников устраиваются операторами ПК и телефонными диспетчерами.
Осторожно, обман
Конечно, самый безопасный вариант для юношей и девушек – оформиться на работу через один из районных центров занятости. Это гарантирует выплату ребятам «кровно заработанных» и соблюдение всех необходимых законов. Кроме того, дети дополнительно к зарплате от работодателя получают порядка 1,5 тысячи рублей, выделяемых из областного бюджета.
Однако, по статистике, до 80% подростков на Среднем Урале летом трудоустраиваются самостоятельно, при помощи родителей или знакомых. И вот здесь их может ждать опасность быть обманутыми, а то и вовсе остаться без гроша в кармане.
Не так давно в Екатеринбурге фирма приняла официантами трёх подростков, а потом, при увольнении, попросту не заплатила ребятам честно заработанные деньги. Никаких трудовых договоров компания с ними не заключила, в результате каждый из подростков не получил по 10 тысяч рублей. Правда, родители обратились в прокуратуру, и надзорный орган восстановил справедливость. Но «осадочек» остался у всех.
Самый важный момент: с подростком обязательно должен быть заключён трудовой договор. Устройство на работу по устной договорённости – это большой риск. Если вашего ребёнка «кинут» (например, с зарплатой), правды добиться будет крайне тяжело.
Но это ещё не всё. Труд подростков запрещено использовать на вредных производствах, например на свалках и под землёй. Кроме того, молодёжь до 18 лет не должна привлекаться к работе в ночных клубах, ездить в служебные командировки, работать в выходные.
О пользе «раскулачивания»
В советские времена подростки о собственных, честно заработанных деньгах лишь мечтали. Предметом всеобщей зависти были те, кому посчастливилось провести каникулы в трудовых лагерях. Правда, платили там сущие копейки. Но, с другой стороны, работой особо не обременяли. Сегодня ситуация в корне изменилась. Стремление школьников заработать на личные «капризы» активно поддерживают взрослые.
Глеб Мостовских в этом году успешно прошёл итоговую аттестацию за 9-й класс. И уже на следующий день после последнего экзамена вышел на работу. В одной из веломастерских Екатеринбурга парнишку ждали, в прошлом году он уже зарекомендовал себя как ответственный, «рукастый» сотрудник.
– Отец меня к технике с раннего детства приучил, – рассказывает Глеб. – Пригодилось. Я уже лет с десяти помогал друзьям ремонтировать велосипеды, даже их родители обращались. А прошлым летом решил сделать на этом «капитал». Парни в мастерской без особой охоты меня брали: думали, «халявить» буду. Но я не такой. Когда они это поняли, стали с уважением относиться. И деньгами не обидели. За два месяца в прошлом году я больше 30 тысяч заработал. Конечно, часть на всякую ерунду потратил, но купил себе фотоаппарат и всё, что нужно для школы.
Родители Глеба поддерживали – парень при деле, да и трудовой опыт в будущем пригодится. Собственно, этого принципа сегодня придерживается большинство семей.
– Мы с супругой стараемся обеспечить детей всем необходимым. Хочешь что-то сверх этого? Потрудись, – говорит отец четырёх дочерей и сына, настоятель храма в селе Косулино протоиерей Александр Дубасов. – В 14-15 лет ребёнок уже должен знать, как зарабатываются деньги. Это формирует в том числе бережное отношение к вещам. Каникулы – время отдыха, «ничегонеделанье» имеет право на существование, но в определённых дозах. Смена деятельности ведь тоже отдых. Другое дело, что работа ребёнка не должна быть в ущерб другим занятиям. Чтению, например, или помощи родителям по дому.
По мнению психологов, работать подросткам полезней, чем всё лето валять дурака. Трудовые будни приучают ребёнка к самостоятельности.
– Вступая в официальные трудовые отношения, подросток получает бесценный опыт, – считает психолог Ольга Селькова. – Учится ответственности. Многие родители сегодня практикуют денежные вознаграждения за какую-то домашнюю работу. Но это совсем другой уровень. С родителями можно договориться, где-то дать себе поблажку. С работодателем этот номер не пройдёт.
По мнению Сельковой, родители заранее должны обговорить с ребёнком, как он потратит свои заработанные средства. В том числе обговорить, что какую-то, пусть небольшую часть зарплаты он отдаст в семью. Такое «раскулачивание» пойдёт подростку только на пользу, он как полноправный добытчик должен участвовать в формировании семейного бюджета.
Чтобы устроиться на временную работу, подростку понадобятся:
- паспорт,
- медицинская справка,
- разрешение родителей (для детей до 16 лет),
- индивидуальная программа реабилитации, с рекомендуемыми условиями труда (для детей-инвалидов).
Труд ещё никого не испортил
Игорь Мороков, уполномоченный по правам ребёнка Свердловской области:
– Мои дочери работали в летние месяцы в детских трудовых лагерях с 12 лет. Конечно, они делали норму поменьше, но я всегда только приветствовал, что они заняты делом. Труд ещё никого не испортил.
Другое дело, что система трудоустройства подростка должна быть комплексной. Работодатель обязан организовать не только рабочий процесс, но и проведение свободного времени. Детский труд как ничто другое положительно воздействует на воспитание ребёнка, на его становление, на выстраивание отношений в трудовом коллективе.
При этом устраиваться на работу подростку следует через молодёжные биржи труда, где построена чёткая организация прав и обязанностей двух сторон. Сегодня в области действует 51 такая организация. Тогда не будет конфликтов с работодателями. У нас бывали случаи, когда детям не выдавали заработную плату. Но я советую родителям внимательнее читать трудовые договоры, прописываемое в них количество рабочих часов.
Отмечу, что сегодня не каждый работодатель готов трудоустраивать детей. Всё-таки это зачастую дополнительная нагрузка, отдача от которой – минимальна.
С раннего возраста
Антон Кувшинский, директор парка «Бажовские места»:
– Труд сделал из обезьяны человека, и лучше приучать детей к работе с раннего возраста. Но, конечно, не делать это фанатично и не лишать их детства. Возлагать большую ответственность на школьников за проделанную работу не стоит, всё-таки это дети, и у них совсем другое мировоззрение и психика, нежели у взрослых. Как бы там ни было, трудовое детство – это лучше, чем пить алкоголь и сидеть за компьютером целыми днями.
Мой сын ещё маленький, но я с раннего детства приучаю его к труду. Мы вместе выполняем какие-то домашние дела, если есть возможность, то беру его с собой на работу в парк – чтобы видел, как люди трудятся, что ничто не даётся так просто.
«Преград строить не надо»
Евгений Жабреев, президент «Уральского родительского комитета»:
– Есть дети, которые очень хотят зарабатывать деньги, и я считаю, что им нельзя запрещать. Работа – благое дело, и преград в данном случае строить не надо.
Ведь трудится подросток в том числе и на пользу государства, которое со своей стороны должно побуждать у детей интерес к работе. Этого можно добиться с помощью билбордов, бегущей строки и социальных роликов на телевидении, всяческой пропаганды труда. Сегодня большой поток ребят приезжает заработать деньги в летние месяцы из области. Естественно, они теряются в предложениях и порой не могут сделать правильного выбора. Их необходимо направить на правильный путь, что входит в задачу молодёжных бирж труда.
Но есть и другая категория ребят, которые после тяжёлого учебного года или посещения спортивных секций хотят просто отдохнуть в летние месяцы. Не нужно тыкать пальцем, что их сверстники трудятся, а они нет. Дети за учебный год сильно устают, и им необходима психологическая разгрузка. А получить её можно только при полноценном отдыхе. Этот аспект важно понимать родителям и не давить на ребёнка.
«Мы ездили на картошку»
Анастасия Ленивцева, юрист, многодетная мама:
– Я начала работать в 14 лет и не вижу в этом ничего зазорного. Мыла полы, разносила газеты и телеграммы.
Да, сегодня ситуация немного иная, и я бы не отпустила, к примеру, свою дочь разносить почту. Но в то же время есть масса других возможностей: мытьё полов, уборка территории, подработка в больнице. Я бы очень хотела, чтобы моя старшая дочка, которой сегодня 12 лет, поработала в больнице, чтобы поняла, как это – помогать пожилым людям. Сегодня, увы, утеряна связь поколений, и если моя дочь, а с ней и другие дети, научатся помогать старикам, может, всё встанет с головы на ноги.
Детский труд – это ведь не статья дохода, это возможность обучить ребёнка каким-то навыкам. Вспомните наше «сопливое» пионерское время: мы все ездили на картошку, морковку. А сегодня большинство детей видят морковь разве что в магазине на прилавке и порой даже не представляют, как она в природе растёт.
Далеко не у всех родителей есть возможность отправить ребёнка в лагерь. А во время труда сверстники общаются, заводят новые знакомства. Даже летом у детей должен сохраняться какой-то труд.