Произведения мастера бисерной флористики Светланы Сапегиной не единожды принимали за живые растения. Например, в минувшем декабре в США во время празднования Рождества один из американских друзей спросил уралочку: «Где вы взяли вербу в это время года?» Охапка вербы, понятно, была сделана из бисера, но крохотные бусинки были так искусно сплетены в трогательные веточки, так тонко передавали нюансы неброских, мягких тонов, что обознаться было немудрено.
Глядя на работы Светланы Сапегиной, трудно поверить, что в своё время её знакомство с бисером началось с традиционного девчачьего баловства – плетения незамысловатых фенечек и забавных крокодильчиков. Это увлечение длилось ровно одни летние каникулы, которые Света проводила у бабушки. И напомнило о себе много позже, когда студентка третьего курса Уральского государственного педагогического университета увидела в одном из свадебных салонов изящное бисерное деревце. Напомнило, чтобы стать искусством её жизни.
«Думаю, это была судьба, – говорит Светлана, – ведь с самого раннего детства мне нравилось рисовать, пробовать самые разные виды рукоделия: вышивку, вязание, валяние, шитье, изонить. Я занималась икебаной, лепкой. Но то бисерное деревце ошеломило меня своей красотой, изысканностью. И я поняла, что бисероплетение – это моё, это то, что я так долго искала».
Два-три года Светлана училась французскому бисероплетению (выполненные в этой технике цветы и листья выглядят особенно ажурными и воздушными) по книгам итальянских и американских авторов. Поначалу она усердно копировала предложенные в учебниках образцы, потом начала вносить в них нечто своё, авторское. Например, свадебный букет «Брызги шампанского», сделанный по книге Кэрол Беннер Доуэлп «Цветы из бисера», спустя год был повторён, но в совершенно ином звучании.
«Мне захотелось более нежных цветов и оттенков, поэтому я выбрала нежно-розовый бисер и рубку для роз, спокойный тёмно-розовый оттенок для клевера, нежно-голубой – для фрезий, – рассказывает Светлана. – Белые гвоздики я заменила белыми же орхидеями с золотыми сердцевинками, добавила несколько нюансов, в том числе ниспадающие травинки из бусин, бисера и рубки, символизирующие брызги шампанского». Этот нежный букет Светлана преподнесла лучшей подруге в день свадьбы, и он стал хитом праздника – с бисерным букетом пожелали сфотографироваться все гости.
По словам мастерицы, благодаря бисероплетению она стала смотреть на живые цветы другими глазами, а учёба в научном классе школы в Березниках позволила с первого же взгляда на растение или его фотографию понять его строение. Первая авторская работа Светланы появилась в 2011 году на волне вдохновения от увиденной ею цветущей амазонской лилии – художница сразу же нарисовала её в своём воображении с помощью бисера, а потом и воплотила образ в жизнь. В том же году она со своей «Амазонской лилией» стала лауреатом фестиваля народного творчества «Екатеринбургские родники».
«Живописец»
Светлана редко делает эскизы, предпочитая перекладывать образ на язык бисера интуитивно. Она записывает схему и делает зарисовки позже, когда готовы все детали произведения. Нередко в процессе работы художница делает пошаговые фотографии – это очень помогло ей в написании двух книг из серии «Бисерная флористика». «На самом деле материала хватило бы ещё книг на десять, но где найти время? Ведь на написание одной книги уходит не меньше года», – говорит Светлана.
Для каждой своей работы она, словно живописец, подбирает фактуру и оттенки бисера. «Как художник смешивает краски, так я смешиваю бисер разных форм, размеров, видов, – рассказывает мастерица. – Я называю этот процесс замесом. Он обогащает палитру, придаёт изделию натуральный, объёмный вид». Например, в бокаловидной розе «Клаудиа», вдохновлённой образом немецкой супермодели Клаудии Шиффер, в создании которой были применены техники замеса и цветовых переходов, было использовано более 44 видов рубки бежево-пшеничных и персиковых оттенков, с лёгким вкраплением голубых оттенков. В мастерской Светланы накопилось 150 килограммов бисера и километры цветной проволоки.
По словам художницы, бисероплетение – трудоёмкий и кропотливый труд, создание одного изделия занимает от нескольких часов до нескольких месяцев, в зависимости от размера работы, её сложности, цветовой схемы. Обычно Светлана ведёт учёт затраченного времени – записывает все данные в специальную рабочую тетрадь. И в ней значится, например, что плетение пятикилограммовой рождественской звезды заняло 207 часов, а одной веточки вербы – около пяти часов (в том самом «как живом» букете – 33 веточки). При этом надо учитывать, что опыт у Светланы основательный и скорость плетения внушительная. К слову, значительно ускоряет процесс работы специальный станок для набора бисера – спиннер, с помощью которого можно набрать на проволоку метр бисера за минуту.
«Капельки росы»
В марте 2016 года Светлана вышла замуж за Дмитрия Пономарёва – свадьба состоялась в день десятилетия их знакомства. А за месяц до бракосочетания каплевидные бусины по краю фаты вдохновили невесту на создание свадебного букета из пяти длинных калл и бутоньерки для жениха. Художественное воображение нарисовало, как с носиков цветов ниспадают капельки росы – такие же, как на фате. «Это был месяц напряжённой работы, – рассказывает Светлана. – Чтобы выиграть время, иногда приходилось отказываться от ужинов и работать по ночам (зато я постройнела на четыре килограмма). Последние бусины я крепила прямо в день свадьбы, перед выходом в парикмахерскую».
Самой же утончённой из своих работ Светлана считает «Королевский свадебный букет» – копию белоснежного свадебного букета Кейт Миддлтон. Это произведение искусства было передано в дар герцогу и герцогине Кембриджским во время творческой поездки в Великобританию. (К слову, роза из бисера Светланы Сапегиной есть и в коллекции Мелании Трамп.)
Благодарственное письмо от секретаря принца Уильяма, в числе других дипломов, наград, публикаций, а также с учётом участия в многочисленных международных выставках и преподавательской деятельности, помогло Светлане получить грин-карту США по экстраординарной линии. Сегодня Светлана с Дмитрием живут в Миннеаполисе, она работает в крупнейшем магазине бисера, ведёт мастер-классы по бисерной флористике, тем самым возрождая это искусство в стране, где оно некогда было весьма популярно.