В минувшие выходные в парке им. Маяковского городской центр чувашской культуры отметил Çăварни — чувашскую Масленицу. Так же как и русская Масленица, этот праздник знаменует наступление весны, на нём принято печь блины, кататься на санях, а по его завершении сжигать чучело.
На праздничном мероприятии гости участвовали в старинных чувашских обрядах – играх и танцах. Посетители парка подпевали под баян национальной фольклорной группе «Ентеш».
Çăварни — «масляная неделя»
Раньше чуваши праздновали Çăварни в течение двух недель в период весеннего равноденствия. Первая часть праздника называлась «аслё саварни», то есть большая Масленица. Вторая — «кёсён саварни», малая Масленица.
Изначально праздник встречали в четверг, но с принятием чувашами христианства Çăварни перенесли на понедельник. Тогда же продолжительность ограничилась 7 днями.
Песнями и танцами люди хотели как можно быстрее прогнать зиму и приблизить наступление весны.
«Главным блюдом на чувашской Масленице были, конечно, блины, которые символизировали круглый диск луны. Кроме того, на столе стояли национальные угощения: «хуплу» – пироги с крупами, ягодами, овощами, творогом, мясом или рыбой, «ширтан» – колбаса из желудка овцы, начинённого мясом и салом, «пашалу» – традиционная чувашская лепëшка, подаваемая к горячим блюдам, «кĕрпе пăтти» - крутая каша из различных круп на мясном бульоне и т. д.», - рассказал старейшина чувашского общества в Екатеринбурге Николай Степанов.
Из напитков к столу подавали медовуху и пиво, которое варили из ячменного или ржаного солода.
История праздника
Праздник начинался рано утром. Дети и подростки, обгоняя друг друга, стремились взойти на горку, где проходили масленичные торжества. Первого мальчишку, оказавшегося сверху, называли «открывающим путь вешним водам». Позже он, как самый шустрый, начинал посевные работы.
Дальше на горку приходили молодки — молодые замужние женщины — и катались на прялках. Вечерами их сменяли женщины постарше. Катание на прялках было ритуальным — считалось, что это не только помогает в женских делах (прядении и ткачестве), но и изгоняет болезни.
В самом центре поселения из старых бочек, колёс, злаковых снопов делали чучело масленичной бабы, которое устанавливали на старых санях. Оно символизировало уходящую «дряхлую» зиму.
В некоторых сёлах по улицам на лошадях ездили «масленичные бабки и деды», которые били прохожих соломенными жгутами или даже настоящими кнутами. Считалось, что это изгоняет злых духов и болезни.
Молодёжь украшала лошадей и сани платками, вышитыми полотенцами, колокольчиками и бубенцами и устраивала катания. Каждый жених считал своим долгом прокатить невесту на санях. Дети тем временем веселились на горках, катаясь на санках, рогожах.
«Первого гостя, который зашёл в дом после начала Çăварни, принимали особенно почетно — сажали на вышитую подушку. По примете, если гость сидит смирно, то и куры с гусями будут хорошо сидеть на яйцах, будет много цыплят и гусят. Если же человек вертится и беспокоится, хорошего потомства от птицы ждать не стоит», — рассказала представитель чувашского общества Оксана Храмцова.
Проводы зимы
Особенно весело и ярко отмечали предки чувашей день проводов Масленицы. Снова по деревням и сёлам разъезжала молодёжь на лошадиных парах и тройках. Причём объезжать деревню необходимо было строго посолонь — по ходу солнца.
Устраивались обрядовые пиршества с богатым угощением — блинами и печëными колобками. В качестве подарков преподносились не только блины, но также орехи и семечки.
В полночь поджигали чучело и устраивали пляски вокруг костра. Песнями и танцами люди хотели как можно быстрее прогнать зиму и приблизить наступление весны.
Напомним, что в Свердловской области уже более 15 лет работает Чувашская национальная культурная автономия. Вступить в её ряды может любой желающий, кому интересны язык и культура чувашского народа.