Примерное время чтения: 9 минут
210

Быть успешным. В Екатеринбурге открылся спортзал для особенных людей

Спортивные снаряды позволят ребятам развиваться физически.
Спортивные снаряды позволят ребятам развиваться физически. / Дарья Попович / «АиФ-Урал»

26 октября в Екатеринбурге открылся первый спортивный зал для молодых людей с ментальными нарушениями. Место занятий физкультурой появилось на безе тренировочной квартиры «Шанс». Изначально эта квартира была создана для молодых людей с ментальными особенностями, а также тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). В этом пространстве они учатся быть самостоятельными: соблюдать распорядок дня, готовить себе еду на кухне и трудиться в швейной мастерской. Теперь эти ребята смогут пользоваться тренажёрами, а кто-то из них даже освоит чирлидинг. Подробнее - в материале ural.aif.ru.

Быть спокойной за детей

В небольшом зале со спортивными снарядами из колонки звучит музыка. Высокая девушка в очках начинает радостно пританцовывать. Это Полина. У неё расстройство аутистического спектра. Наконец, вдоль стен выстраиваются ребята в одинаковых футболках – виновники торжества, те, ради кого открыли зал. Полина встаёт рядом с ними и с удовольствием позирует фотографам.

«Ребята приходят в тренировочную квартиру ежедневно. Занятия начинаются с девяти утра и заканчиваются в 15.30. Так происходит шесть дней в неделю. У нас сейчас 15 студентов. Мы визуально показываем им, что их здесь ждёт. Сегодня у них лёгкий день: встреча гостей», – поясняет директор проекта Надежда Верпетова, показывая на стену.

На стене под фотографиями ребят – столбики с клейкой полосой. Смотришь на полосу под своим снимком – на ней наклеены карточки со словами: «тренировка», «свободное время», «полдник», «помыть посуду» и т. д. Сделал, отклеил карточку и положил её в корзину – очень удобно. Наверное, некоторые люди не отказались бы иметь такие напоминалки у себя на работе.

Визуальный распорядок дня помогает понять, какие дела предстоит сделать, а какие уже выполнены.
Визуальный распорядок дня помогает понять, какие дела предстоит сделать, а какие уже выполнены. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Картинки здесь везде: возле кулера, на кухне, в раздевалке. Сразу видно, как пользоваться стиральной машиной, плитой. Можно не открывать шкаф: на карточках написано и нарисовано, что там внутри и на какой полке.

В этом пространстве ребята осваивают финансовую грамотность, учатся прибираться, готовить себе еду. По карточкам видно, в какой последовательности нужно смешать продукты, чтобы сделать овощной суп. С ними работают логопед и дефектолог.

«По образованию я олигофренопедагог. Мой брат имеет ментальную инвалидность, – рассказывает Надежда Верпетова. – В своё время мы объединились ещё с одним педагогом и группой инициативных родителей, чьи дети также страдают расстройствами. Когда таким ребятам исполняется 18 лет, мы, как правило, не знаем, куда обратиться. Многих уже не берут в школу или в колледж. Между тем ребёнок вроде бы уже взрослый, но не самостоятельный. Родители задумываются о том, как быть дальше. В мире реализуются программы тренировочных квартир, и мы решили повторить этот опыт. Если смотреть на моего брата, то самая большая польза от нашего проекта – его социализация и овладение новыми навыками. А для некоторых ребят это первый в жизни выход из квартиры, ведь многие не посещают школу, а сидят на домашнем обучении. Кроме того, благодаря тренировочной квартире семья человека с ментальными расстройствами получает возможность заняться своими делами: здесь он занят, с ним работают. Мамочки говорят нам: теперь я могу поверить, что после моей смерти мой ребёнок не окажется в интернате. Мы готовим ребят к самостоятельной жизни. Если меня, к примеру, подняли утром и заставили есть кашу – это одно. А если я объяснила маме, что хочу бутерброд, и мы договорились, это уже шажок к самостоятельной жизни».

Обилие карточек позволяет ребятам лучше ориентироваться. Они привыкают фиксировать свои планы и даже дома ведут ежедневники, где отмечают то, что хотят сделать.
Обилие карточек позволяет ребятам лучше ориентироваться. Они привыкают фиксировать свои планы и даже дома ведут ежедневники, где отмечают, что хотят сделать. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

По словам Надежды Верпетовой, у каждого из ребят свой уровень подготовки. Кто-то может только объяснить, какую пищу будет есть на завтрак. А Гриша, например, готовит многокомпонентные блюда, пусть с визуальными подсказками, но сам, без помощи ассистента!

Часть воспитанников даже смогла трудоустроиться. На первом этаже есть мастерская «Город мастеров». Некоторые ребята работают в ней штатно и получают зарплату. Это большое достижение для них.

Больше не изгои

«Наш спорт сам по себе непростой. Нужно уметь делать определённые упражнения, комбинации. Самое сложное – сделать сальто, двойное вперёд, – поясняет мастер спорта и президент Федерации по прыжкам на батуте Свердловской области и спортивный судья всероссийской категории Антон Рудик. – Важная составляющая тренировки – это знакомство. У кого-то плохо руки поднимаются, кому-то сложно двигаться. В этом тоже есть определённая сложность». Его коллега, мастер спорта по прыжкам в воду и чемпион России по прыжкам в воду с вышки Александр Комаров также подчеркивает, что у людей с ментальными нарушениями есть существенные проблемы с вниманием. Это необходимо учитывать при работе с ними.

Во время тренировок ребята учатся общаться друг с другом.
Во время тренировок ребята учатся общаться друг с другом. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

«У всех этих ребят есть склонность к гиподинамии и повышенному аппетиту. Заставить их двигаться сложно. У них у всех есть проблемы с весом, – говорит Анна Макарова, мама Полины, девочки с аутизмом. – Мы постоянно делаем так, чтобы они двигались. Это развивает моторику, речь, мышление. Моя дочь тоже занимается на батутах. Это заряжает её энергией, позитивными эмоциями. Заниматься на батутах нам сам бог велел: дети с аутизмом любят качаться и прыгать. Они делают сальто и прыгают очень высоко! А теперь моя дочь будет заниматься физической подготовкой на тренажёрах и чирлидингом. Здесь Полина регулярно общается с другими ребятами. Они узнают друг друга, а потом пишут сообщения в мессенджерах, шлют всякие картинки. Они же подростки. Девочкам хочется и с мальчиками поулыбаться, и навести красоту. Так и происходит социализация. И неважно, прыгает такой человек, танцует или варит суп. Он нарабатывает социальные навыки, общается с другими людьми, что невозможно было бы делать в изоляции».

В честь открытия спортзала, всех присутствующих угостили праздничным тортом.
В честь открытия спортзала, всех присутствующих угостили праздничным тортом. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

«Семь лет назад мы начали проводить спортивные занятия для людей с ментальными расстройствами. Их никуда не брали, потому что у них есть поведенческие нюансы. Сейчас мы даём им возможность выступать на соревнованиях. Никто из нас не собирался этим заниматься,но... у моего сына, например, обнаружили аутизм, – рассказывает руководитель проекта «Особый спорт» Татьяна Хижнякова. – Сейчас моему сыну 21 год. В какой-то момент стало понятно: либо ты начинаешь что-то делать, либо человек останется без образования, без социального окружения, без всего вообще. Среди организаторов в этой сфере часто много родителей. Мы уходим из своих специальностей в некоммерческий сектор, чтобы помочь своим детям. Сейчас у моего сына есть окружение, и он – чемпион по спортивному ориентированию. Он учится в техникуме в рамках нашего же проекта. Это возможность быть успешным, а не человеком, от которого все отворачиваются».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах