Связь и разрыв между поколениями – тема вечная. Её неоднократно поднимали классики русской и мировой литературы, философы, художники. Но сегодня эта тема особенно актуальна, поскольку разрыв произошел буквально по живому. О проблемах взаимоотношений «отцов и детей» мы побеседовали с кандидатом философских наук Константином КИСЕЛЁВЫМ.
От «Лексикона» до Сети
Алексей Смирнов, «АиФ-Урал»: Константин Викторович, поколение – категория возрастная или за ней стоит что-то другое?
Константин Киселёв: В начале 90-х годов прошлого века американские учёные Нил Хоув и Уильям Штраус разработали так называемую поколенческую теорию. Они сделали вывод, что поколение – это некая общность, которая связана едиными культурными, идеологическими, поведенческими и ценностными стереотипами. Последние формируются в результате определённых событий, которые переживают данные люди в данное время. Поколения могут отличаться по странам, по географии. Скажем, люди одного возраста, живущие в столичном мегаполисе и в сельской местности, часто относятся к разным поколениям, так как их ценности, их модели поведения могут различаться именно поколенчески. То есть молодые люди, обитающие в разных культурных средах, могут воспроизводить разные поколенческие стереотипы. Но возраст, конечно, тоже имеет значение. Последние поколения, которые нам интересны, названы латинскими буквами Х (те, кто родились в 60 – начале 80-х), Y (80-е – 2000-е) и Z (2000 год и далее).
- Разрыв поколений существует или его придумали социологи?
- Ну, социологи сами по себе ничего не придумывают. Разрыв – это резкое несовпадение тех самых стереотипов, ценностей и моделей поведения. Ведь поколения далеко не всегда плавно переходят одно в другое. Например, мы – поколение 60-х – застали появление первых персональных компьютеров. Был такой текстовый редактор - «Лексикон». Он запускался с пятидюймовой дискеты, и каждый раз перед началом работы это приходилось делать заново. Но потом появилась Сеть, позднее – различные планшеты, смартфоны… Поколение, которое было до меня, оно не знало компьютеров, поэтому многим пожилым людям сложно освоить современные гаджеты. А поколение Z прекрасно в них ориентируется.
- И условным водоразделом поколений стали информационные технологии?
- Совершенно верно. Но речь, как правило, идёт не только о них. Так, границей между поколениями может стать война. В частности, на нашем поколении сказалась война в Афганистане. Когда я слушаю афганский цикл Александра Розенбаума, я чувствую и отношусь к нему совсем по-иному, нежели современная молодёжь. Юноши и девушки в курсе, что есть такая страна, что была какая-то война, но они не понимают этих песен. То же самое представляет собой для США война во Вьетнаме. Были люди, которые там воевали, кто-то выступал против неё, но и те и другие составили целое поколение.
- Преподаватель Института высшей экономики и бизнеса УрФУ Константин Юрченко недавно заявил, что поколение, родившееся в 65-75-х, пережив «лихие 90-е», научилось «приспосабливаться, воровать, брать взятки» и сегодня люди именно этой категории занимают ключевые посты в стране. Вы согласны с этим утверждением?
- Юрченко, конечно, сказал ерунду, такие вещи надо доказывать. Я, например, утверждаю, что моё поколение - а это поколение именно моё - научилось принципиальности, мы знаем, что такое ценности демократии, свобода слова и так далее. Но его заявление нужно рассматривать в определённом контексте. Во-первых, скорее всего, Юрченко имел в виду поколение как категорию возраста, но мы же знаем, что возраст определяет далеко не всё. Во-вторых, он, судя по его заявлениям, представил его через некие характеристики отдельных представителей отдельных социальных групп: бюрократии, маргинального бизнеса и т.п. В этой связи хочу отметить, что социологи, характеризуя то или иное поколение, всегда берут за основу анализа средний класс, как раз и представляющий ценностные тренды, формирующий модели поведения.
Измерять поколение по высшему классу или по бюрократии, где характер потребления и/или культуры весьма специфичны, было бы неправильно. Есть и другая крайность: если мы сегодня поедем в глухую деревню староверов, где запрещены компьютеры и телевизоры, мы получим характеристики людей XIX или даже XVIII века, хотя они и живут вместе с нами в XXI. А потому нельзя распространять стереотипы и ценности, характерные для какой-то одной социальной группы, на целое поколение.
- А что вы скажете по поводу второй части заявления Юрченко: «они не изжили из себя «совок»?
- Если рассматривать «совок» как набор определённых ценностных стереотипов того времени, тут я с ним, скорее всего, согласен. Ценности «совка», действительно, очень живучи. О них начали было забывать, но в последние годы они приобрели какое-то особое значение. Я бы назвал это «ностальгией» в российском понимании этого слова. Дело в том, что во всём цивилизованном мире ностальгия – это тоска по родине, у нас – это тоска по прошлому. «Совок» мало-помалу стал культивироваться. Причём люди делают это либо сознательно, либо не знают или не помнят, что было в те времена. На самом деле изживать «совок» - это изживать регресс, стремление к тупому покою. «Совок» – это чешская стенка, хрусталь, ковры и дачи, это очередь на «Жигули», это полная зависимость от начальства и отсутствие какой-либо индивидуальности.
На уровне биологии
- Хотите сказать, что в СССР всё было плохо?
- Вовсе нет! В Советском Союзе была замечательная наука, прогрессивная космическая отрасль, передовое здравоохранение, педагогика. А «совок», как я уже сказал, это лишь набор ценностей, это лишь часть «той» жизни. Это не время, а некие шаблоны поведения, стереотипизация любого и каждого, обездвиживание. Год за годом, поколение за поколением мы воспроизводили одно и то же. И от этого надо избавляться. Впрочем, процесс этот уже идёт. Если поколение Z ещё только формируется, то поколение Y культивирует новые ценности. Самосовершенствование и саморазвитие у него преобладает над «патриархальными» ценностями, ему уже не важна включённость в гигантское общее пространство. Люди поколения Y предпочтут путешествия, а не скучную и унылую работу со стабильным окладом. Они стремятся понять другого человека, а не конфликтовать с ним…
- Американский антрополог Маргарет Мид полагала, что истоки конфликта «отцов и детей» скрыты в биологии, поэтому закономерны везде…
- Да, думаю, что на уровне организма всё это есть. С возрастом мозг и всё остальное начинает работать по-другому. Если раньше я мог пробежать десять километров и даже не запыхаться, то сегодня не пробегу и трёх. Я мог залезть на забор и не боялся высоты, а теперь я её боюсь. Кроме того, в юности у нас отсутствует страх смерти. Кто-то из великих сказал, что этот страх входит в нас с рождением первого ребёнка. Мы начинаем бояться смерти детей, супруги, родителей, которые уже не молоды. Вообще с возрастом отношение к жизни меняется.
- В последние пару десятилетий технический прогресс развивается огромными скачками. Нет опасности, что разрыв между поколениями X и Z станет катастрофическим?
- Нет, никакой катастрофы в этом я не вижу. Понятно, что в конце концов все эти гаджеты будут вживляться в организм человека на уровне чипов, они постоянно будут с нами, но думать надо не об этом. Проблема в том, что мы по-прежнему подходим к новому поколению со старым багажом. А между тем дети, которые сегодня заканчивают 11 класс, они уже почти совершеннолетние, им 18 лет. Они могут покупать в магазинах алкоголь, состоять друг с другом в интимных отношениях, у них могут быть дети! Учителя хватаются за голову: ах, у нас мальчики и девочки занимаются сексом и пьют спиртное! Извините, но закон этого не запрещает! А мы относимся к ним по-старому, и это отношение надо менять.
Другой пример: не за горами время, когда люди будут жить в среднем 100 или даже 120 лет. Биотехнологии – это самая прогрессивная на сегодняшний день отрасль, все цивилизованные страны вкладывают в неё колоссальные деньги. Медицина развивается семимильными шагами, продолжительность жизни постоянно растёт. Представьте, что будет, если она удвоится! Это изменит все традиционные ценности и устои. Будет странным и нелепым получить высшее образование в 25 лет и остальные 80 каждый день делать одно и то же, ведь мир постоянно меняется, меняется у нас на глазах. Именно поэтому систему образования необходимо в корне менять уже сейчас. Оно должно представлять собой постоянное приобретение каких-то компетенций. Например, я не понимаю родителей, которые заставляют ребёнка годами посещать одну и ту же спортивную секцию или кружок. Наоборот, чем больше он попробует в юные годы, тем лучше. Меняется само понимание и суть детства.
Назад в будущее
- Поколение Z, идущее нам на смену, - можно назвать какие-то характерные его особенности?
- Что оно представляет собой, будет ясно через несколько лет, но это будет другое, отличное от нас поколение. Оно более миролюбиво, менее конфликтно, оно не добивает врага, предпочитая договориться, а не уничтожить его. У представителей поколения Z гораздо меньше ментальных конструкций, связанных с долгом. Например, в наше время опоздать на урок или пропустить школу – это был целый скандал. А сейчас дети сами пропускают уроки, которые им не нужны или не нравятся, они уже в этом стали умнее нас и делают осознанный выбор. У них выше уровень свободы, а понятие долга сменяется осознанием права.
А ещё я заметил, что они стали тянуться к «живой» книге. Даже я, человек поколения Х, сегодня ношу с собой электронную «читалку», она и удобнее, и дешевле. Но дети говорят: мы не воспринимаем её как книгу, нам кажется, что мы читаем Instagram. Они тянутся назад – в будущее! Причём никаких программ по популяризации чтения у нас в России не было, в отличие от той же Великобритании, у нас это произошло само собой!
- Вспоминается повесть Стругацких «Волны гасят ветер»: нет опасности, что у нас вырастет поколение, которое вообще потеряет какую-либо связь со всеми предыдущими поколениями?
- Мне вспоминается другое их произведение. Идеальное общество у Стругацких описано в повести «Понедельник начинается в субботу». Напомню, героям (молодым учёным) не нужны были выходные дни. Они создавали себе клонов, отправляли их на вечеринки, а сами оставались трудиться в институте НИИЧАВО, в кабинетах и лабораториях. Но они, конечно, не работали лопатой. Они занимались наукой, общались друг с другом. Думаю, что поколение Z будет именно таким. Спокойным, творческим и радостным.
- Мы с вами пережили развал Союза и непростые 90-е, а нынешние юноши и девушки росли и воспитывались в годы относительной стабильности. Они смогут выжить, если окружающий мир неожиданно изменится, и – не в лучшую сторону?
- Уверен, что да. На самом деле, наши дети – во многом умнее и продвинутее нас, они более приспособлены к изменениям, гораздо восприимчивее к новым технологиям и переживут любой социальный катаклизм.
- А что сегодня объединяет поколения?
- Прозвучит банально, но объединяет нас то, что все мы люди. Давайте помнить об этом и всегда оставаться людьми.