aif.ru counter
331

«Как стать модным писателем?». Интервью с Татьяной Горкуновой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. «АиФ-Урал» 10/08/2016
Лара Зверева / АиФ

Как и чем живут современные авторы и читают ли уральцы книги, мы говорим с екатеринбургской поэтессой Татьяной Горкуновой.

Подсажены на медийность

Кристина Шабунина, «АиФ-Урал»: Мы всегда гордились тем, что много читаем. А что сегодня? Книжные магазины не пустуют, однако всё чаще слышишь упрёки, что россияне забыли о книгах.

Татьяна Горкунова: Я тоже вижу в книжных магазинах покупателей. Если печатные издания стали покупать меньше, то не надо забывать о том, что часть читательской аудитории перешла на электронные книги и активно пользуется Интернетом. Я сама читаю преимущественно монографии на интересующие меня темы, которые зачастую нахожу в Интернете. Так, совсем недавно я прочитала замечательное исследование писательницы Доры Коган о творчестве Врубеля. А потом написала стихотворение о великом художнике и его трагичной судьбе.

– Татьяна Владимировна, вы начали писать стихи ещё в детстве. Выходит, в поэтическом вопросе важнее талант, нежели образование?

– Возможно, что образование в области филологии способно сыграть свою роль. Но чувство ритма и музыкальности стиха, то, что мы слышим внутренним слухом, – вещи сугубо индивидуальные. Думаю, их можно развить, если читать ребёнку хорошие стихи и познакомить его с миром музыки. Мой папа очень рано научил меня подбирать рифмы при помощи игры в буриме. А потом понадобился долгий жизненный путь, чтобы понять, как надо писать. Поэзия – это ещё и мысли, которые несут в себе ритмически выстроенные строчки, твой кругозор и опыт. Знание законов стихосложения само по себе не вдохнет в стихи жизнь.

– А вообще многое закладывается в детстве?

– Базовые качества большинства из нас закладываются именно в детские годы – в семье, школе. Поэтому так важно заинтересовать и увлечь детей. Тем более сегодня, когда вокруг так много соблазнов. Современные дети часто подсажены на лёгкие, не требующие большого умственного напряжения медийные формы.

Вопрос ещё и в другом. Даже если родители приобщают ребёнка к литературе, то что он будет читать? Есть классика – сказки Пушкина, Андерсена, Линдгрен, повести Крапивина. Но современный литературный рынок тоже должен давать качественную литературу! Мнение родителей юных читателей и организаторов литературных премий совпадает: детский сектор сегодня наиболее проблемный. Мало качественной и интересной современной детской литературы.

Пробиться непросто

– Минувший, 2015 год был объявлен Годом литературы в России. Нынешний – посвящён кино. На ваш взгляд, подобные проекты действительно значимы или это всё больше директивы?

– Это масштабные пиар-акции в лучшем смысле этого слова, акцентирующие внимание на феноменах мировой культуры – в частности, великой русской литературе. Это повод к насыщению культурного пространства интересными и нужными событиями. Фестивали, выставки, передвижные библиотеки – всё это формирует культурную среду, в которой мы живём.

Другой вопрос – ожидания литературного сообщества. Многие авторы сетуют на то, что писательский труд не засчитывается как трудовой стаж, и совмещают писательство с другой профессиональной деятельностью. Год литературы активизировал внимание к проблемам писателей, и будем надеяться, что в обозримом будущем что-то решится.

– Выходит, рассчитывать авторы могут только на себя?

– Исключительно. Насколько сумел писатель войти в рынок, сколько книг сумел продать, на то и может надеяться в будущем. Пробиться начинающим авторам очень непросто. Да, существуют премии и гранты, но участвуют в них, как правило, писатели с уже изданными книгами. А новичкам приходится рассылать произведения в крупные издательства, искать спонсоров, публиковаться в альманахах. Но как сложится творческая судьба – не предугадает никто…

– Может быть, дело ещё и в «начинке» книг, которая не по душе массовому читателю… Что сегодня волнует авторов? О чём они пишут?

– О временном и вечном, добре и зле, обыденном и великом. О судьбе человека и страны в контексте меняющейся истории. О любви, которая, если верить Данте, «движет солнце и светила». Немало книг посвящается Уралу, которому придаётся сакральное значение перекрёстка культур. Тем не менее второго Бажова пока нет. Павел Петрович, обратившись к уральскому мифу, синтезировал такие образы и нашёл такую литературную форму, которые живы и даже архитипичны по сей день. Писать можно много, вопрос в том, что оставит время.

– А как, на ваш взгляд, появляются модные писатели? Те, чьи имена на обложках книг неизменно привлекают читателей?

– У автора может быть самобытный стиль, великолепный слог и лихо закрученный сюжет. Он может найти тематику, остро востребованную сегодня. Но, если не будет грамотного продвижения, кто узнает о его шедевре, кроме друзей?

Самый яркий пример – это «Гарри Поттер». Увлекательный мир, сплетённый Джоан Роулинг из образов британских мифов, вызвал среди детской аудитории настоящий ажиотаж. Критики называют главной заслугой Джоан то, что она вернула целое поколение детей к толстой книге. При этом фирма литературных агентов, взявшая на себя поиски издателя первого романа, получила отказ от двенадцати издательств и только через год – согласие от тринадцатого. Модного писателя на одном только качественном продукте без профессионального менеджмента не сделать. Если эти факторы сочетаются – выигрывают все.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах