Развалины Трои, Стоунхендж, египетские пирамиды – все эти и другие древние святыни выглядят детьми по сравнению с Шигирским идолом, который был найден и хранится на Среднем Урале.
Главный претендент на «первородство»?
Идол, возраст которого учёные оценивали в 11,6 тысячи лет, оказался на пять веков старше. К такому выводу пришли специалисты Института археологии РАН, Гёттингенского университета (Германия) и Свердловского областного краеведческого музея, где хранится сама скульптура.
То, что все претендующие на древность и «первородство» мировые культурные святыни рядом с нашим изваянием даже рядом не стояли, было известно и раньше. А постоянные упоминания Стоунхенджа и египетских пирамид, видимо, связаны с тем, что западные журналисты просто не могут найти равноценный объект для сравнения.
Пережил две революции в запасниках
Напомним, уникальный атрефакт был найден 24 января 1890 года недалеко от нынешнего Кировграда, на Шигирском торфянике, где тогда был золотой прииск. Рабочие, которые и раньше находили разнообразные древности, обнаружили изваяние на глубине 4 метра в виде десятка фрагментов из лиственницы. Фигуру собрали и показали публике на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке, после чего владелец прииска, граф Алексей Стенбок-Фермор, передал её в дар музею.
Много лет идол выставлялся в экспозициях или лежал в запасниках, пережил две революции. В годы Великой Отечественной войны при загадочных обстоятельствах была утрачена нижняя часть изваяния длиной 1,95 метра. Сегодня идол стоит в Музее истории и археологии Екатеринбурга, в витрине, где поддерживается температура 16 градусов и специальное освещение.
Возраст фигуры долгое время вызывал бурные споры в научном сообществе. Разброс мнений – от неолита до бронзового и даже раннего железного веков. Радиоуглеродный анализ, проведённый в 90-х, показал, что реликвии более 9 тысяч лет. Но несколько лет назад специалисты оценили артефакт в 11 600 лет (эпоха мезолита), а в этом году добавили ещё полтысячелетия. Получается, что скульптура застала ледниковый период!
Показательно также, что на Урале интерес к Шигирскому идолу вспыхивает лишь время от времени, и зачастую он даже не связан с историей и культурой. Как-то российские и немецкие учёные извлекли артефакт из стеклянного саркофага в музее и в интересах науки отпилили от него несколько щепочек. При этом часть кусочков была вывезена за границу. В результате следователи возбудили уголовное дело по статье 243 УК РФ («Повреждение объектов культурного наследия народов России»). Позднее скандал замяли, но шуму было много. А между тем тайна идола до сих пор не раскрыта.
«Все находки уникальны, но остаётся много загадок, мы до сих пор не можем объяснить назначение некоторых вещей из Шигирской коллекции, – говорит главный научный сотрудник отдела Древней истории народов Урала Светлана Савченко. – Для древнего человека мир был одухотворён, душа была у озера, у камня, у травы, у дерева, у животных. В идоле запечатлена сложная мифологическая картина мира, о которой мы можем только догадываться. Мы пытаемся её трактовать, но всё это только гипотезы».
Урал — колыбель древнейшей цивилизации?
«Новый возраст идола подстегнёт интерес уральцев к реликвии, к которой, казалось бы, мы все уже привыкли, желание понять истоки и ответить на вопросы: что такое наш край, кто были наши предки? – уверена председатель Свердловского отделения Русского географического общества Светлана Минюрова. – Нам предстоит переосмыслить нашу идентичность, осознать принадлежность к древнейшей цивилизации. По сути, мы открываем для себя новую реальность».
Эксперт не исключила, что в обозримом будущем в рамках Русского географического общества появятся исследовательские работы на эту тему, возможно, будут организованы экспедиции в те места, где был найден артефакт.
«Эта история вновь делает очевидными две взаимосвязанные проблемы, – считает руководитель Центра авторских экскурсий Дмитрий Москвин. – Мы не умеем рассказывать о себе. От слова «совсем». Нет устойчивого образа Урала, туристы не в курсе, что именно, помимо Ганиной ямы и Ельцин Центра, они увидят на этом краю земли. Кое-что мы научились рассказывать и показывать про горнозаводскую цивилизацию, которая насчитывает чуть больше 300 лет. Но то, что человеческая история Урала – десятки тысяч лет, мы понимаем в тот момент, когда всматриваемся в лики Шигирского идола. В этот момент мы немеем. У нас нет ни историй, ни языка, которым мы их могли бы пересказать. Грубо говоря, живя на Урале, мы не знаем Урал, не видим его дальше московской православной ойкумены…»