Любая новая информация об останках семьи Романовых, найденных под Екатеринбургом, всегда вызывала огромный интерес на Среднем Урале. А в преддверии 100-летия со дня расстрела царской семьи он вырос в разы.
Ритуальное убийство?
Версия о ритуальном убийстве семьи Романовых была озвучена на конференции «Дело об убийстве царской семьи: новые экспертизы и материалы», которая прошла 27 ноября в Сретенском монастыре. О ней упомянула представитель СК РФ Марина Молодцова, а затем более подробно пояснил епископ Тихон (Шевкунов), курирующий тему царских останков. Позднее владыка подчеркнул: «Сегодня мы видим некую символическую составляющую большевистского ритуала. Царь, даже отрёкшись от престола, был сакральной фигурой, и его убийство воспринималось символически и сакрально».
Несмотря на это пояснение, ряд организаций (российский офис Евроазиатского еврейского конгресса, Вольное историческое общество) осудили позицию РПЦ и СКР. «В последние годы еврейская община России существует в условиях ослабевшего антисемитизма, который если не исчез, то, по крайней мере, не пользуется поддержкой властей, - отмечает глава Московского офиса ЕАЕК Михаил ЧЛЕНОВ. - Этот факт неоднократно отмечался в выступлениях лидеров российских еврейских организаций и в заключениях экспертов. Тем большую тревогу и возмущение вызывает широко обсуждаемая информация о том, что государственный орган – Следственный Комитет Российской Федерации – намерен расследовать версию о «ритуальном характере» убийства последнего русского царя».
Не осталась в стороне и Свердловская область. «О ритуальном характере убийства царской семьи говорят почти сто лет, - отмечает президент Еврейской национально-культурной автономии Свердловской области Михаил ОШТРАХ. – Эта версия, в свою очередь, основана на мифе, который зародился более 1,5 тысячи лет назад. Последним примером в Российской империи, получившим широкую известность, было дело Бейлиса. «Дело» провалилось, но «кровавый навет» остался. Однако по законам иудаизма любые человеческие жертвоприношения и употребление крови категорически запрещены! Поэтому очень печально, что в XXI веке СК РФ решил проверить версию о «ритуальном убийстве» семьи Романовых. Это не что иное, как дремучий антисемитизм и мракобесие».
Автономия также выступила с официальным заявлением (цитируем): «Мы призываем всех, кому дорого межнациональное и межконфессиональное согласие в многонациональной России, осудить использование мифа о «ритуальном убийстве».
Решение затянулось
Между тем в Екатеринбургской епархии не понимают, из-за чего, собственно, разгорелся весь сыр-бор. «Удивительно, что ряд организаций так бурно отреагировал на версию, озвученную РПЦ, - отмечает викарий Екатеринбургской епархии епископ Среднеуральский Евгений. - Ритуалы бывают разные – воинские, государственные, религиозные, а убийство убийству рознь. Экспертиза должна ответить на вопрос: присутствовал ли в деяниях цареубийц какой-либо ритуальный элемент, и если да – то какой? Вот и всё. Что касается признания подлинности царских останков, то вопрос слишком серьёзен. Сегодня из 40 экспертиз проведено чуть более половины. Когда мы получим ответы на все вопросы – тогда возможны три варианта развития событий. Либо найденные останки будут признаны царскими, либо нет. Не исключено, что признание может быть снова отложено. Но, как правильно сказал патриарх, мы никуда не торопимся».
Стоит отметить, что после Архиерейского собора РПЦ, итоги которого были подведены 2 декабря, в очередной раз остался открытым и вопрос о принадлежности останков, найденных на Урале. Несмотря на то, что значительная часть криминалистов и историков считает их «подлинными», представители Русской православной церкви какие-то конкретные выводы делать не спешат.
«Не думаю, что у конфликта, связанного с версией о «ритуальном убийстве» семьи Романовых, есть будущее, - уверен политолог Алексей ЗУДИН. – Скорее всего, у него не будет никакой поддержки и продолжения, к этому нет никаких предпосылок – ни политических, ни социальных. Хотя, конечно, всегда найдутся люди, которые захотят всё перевести в политическую плоскость и получить с этой истории политический капитал. А с останками проблема в том, что, когда началось их изучение, да и позднее, с церковью особенно не советовались. Возможно, поэтому решение вопроса об их подлинности так затянулось».