«Как провожают пароходы? Совсем не так, как поезда. Морские медленные воды — не то, что рельсы в два ряда», — поётся в очень популярной когда-то советской песне. Ровно 190 лет назад на Урале был создан первый русский паровоз, который получил название «пароходный дилижанец». Или — «самоходный пароход». Подробности — в материале ural.aif.ru.
Братья или отец и сын?
В 2006 году в Москве имел место забавный случай. Накануне Дня народного единства, который тогда только-только начали отмечать 4 ноября, журналисты вышли на Красную площадь к памятнику Минину и Пожарскому и провели небольшой опрос: знают ли москвичи и гости столицы, кому и за что установлен данный монумент. Они опросили более трёх десятков человек, семь из которых уверенно заявили, что на постаменте — знаменитые уральские мастера и создатели первого русского паровоза братья Черепановы.
Дело в том, что авторами «пароходного дилижанца» были не только Ефим Черепанов и его сын Мирон. Заметную роль в его создании сыграл младший брат Ефима — Алексей. Сын последнего — Аммос — тоже является героем нашей истории.
Из семьи крепостных
Ефим Черепанов родился 27 июля 1774 года в семье крепостного углежога. В семье было девять детей, что по тем временам было нормой. Ефим с малых лет убирал цеха на Выйском заводе Демидовых, но живо интересовался кузнечным, слесарным и столярным делом. Как-то раз один из мастеров выбросил сломанный замок, который ему отдал в починку заводской приказчик: посчитал, что изделие ремонту не подлежит. Ефим подобрал механизм, а через пару дней принёс его мастеру в нормальном рабочем состоянии. Тот оценил труд юного умельца: мальчика определили в ученики, в двадцать лет он уже был «мастером дел слесарных при плотинном смотрителе». А в 1822 году Демидов назначил его главным механиком всех заводов Нижнетагильского округа.
Алексей Черепанов был младше брата на 12 лет, но его карьера была не менее успешной. Приказчики заметили в нём умелого механика. Кроме того, у Алексея были способности к черчению и рисованию. Он много ездил по России, выполняя поручения Николая Демидова, с которым был знаком лично, налаживал заводское оборудование. Именно под влиянием брата Ефим Черепанов всерьёз «заразился» паровыми машинами. На Выйском заводе их очень уважали: управляющий и приказчики обращались к ним по имени и отчеству.
Увы, но Алексея Черепанова тогда уже не было в живых: в 1817 году, в возрасте 30 лет, он умер от воспаления лёгких. За год до этого у него родился сын Аммос, воспитанием которого занялся Ефим Черепанов.
Сам Ефим Алексеевич к тому времени сменил специализацию. Вместе с сыном Мироном они бывали в разных городах России, ездили за границу (в Англию и Швецию), за годы работы построили около 20 паровых машин, которые использовались в металлургии, добыче золота, железа и меди, на лесопилках и мельницах. Но главным достижением их жизни стало создание «самоходного парохода» и первой железной дороги.
Дров не напасёшься!
В 2024 году в России отмечают 190-летие первого русского паровоза, хотя время его постройки — вопрос дискуссионный. Вероятно, что свой «дилижанец» они построили ещё в 1833 году, но к испытаниям приступили только в августе 1834-го, когда была создана первая в России железная дорога: чугунные «колёсопроводы» для неё изготовили на Нижнетагильском заводе.
В 1835 году Ефим и Мирон построили второй паровоз, который перевозил медную руду от рудника до предприятия. У их детища были свои плюсы и минусы. С одной стороны, он был в два раза легче, а за счёт ширины колёсных пар — намного устойчивее английских машин Джорджа Стефенсона. С другой — у «дилижанца» не было заднего хода, а двигаться он мог только по прямой.
Кроме того, из-за недостатка угля первый русский паровоз «питался» дровами, причём потреблял их столько, что за годы работы весь лес вокруг железной дороги был вырублен на корню. Вполне вероятно, что это и стало основной причиной отказа от «самоходного парохода»: руду стали перевозить по рельсам при помощи конной тяги. Обслуживание паровоза обходилось дороже содержания лошадей. Свою роль сыграло «лобби» коннозаводчиков.
Впрочем, заслуги создателей первого паровоза были оценены по достоинству: вольную получили не только семья Черепановых, но и вообще все мастера и механики, участвующие в постройке «дилижанца». Помимо денежных премий всем был пожалован большой «соцпакет», дети получили возможность обучаться в заводском училище, их освободили от рекрутского набора, старикам назначили пенсии и так далее.
Весной 1837 года на Урал прибыл цесаревич Александр Николаевич, который в дальнейшем стал царём-освободителем Александром II. Он побывал в Нижнем Тагиле, похвалил производство, познакомился с Черепановыми, но к их паровозу, увы, остался равнодушен.
Sic transit gloria mundi
Судьба первого русского паровоза не то чтобы печальна, но наводит на определённые размышления. Анатолий (Анатоль) Демидов после смерти отца унаследовал огромное состояние: железные и медеплавильные заводы, собрание произведений искусства и ещё много чего. Его чистый годовой доход превышал два миллиона рублей. Но к созданию отечественных паровозов он относился скептически, эта сфера его не интересовала.
Во Флоренции Антоль построил роскошную Villa Demidoff, где текла река, было несколько прудов, парков, летний театр, церковь, зоопарк, гигантский сад из пяти тысяч тутовых деревьев, фабрика по производству шёлка. Первый русский паровоз был разобран и аккуратно перевезён в резиденцию Демидова, где на нём катали гостей. Уральская рабочая лошадка превратилась в увеселительный аттракцион.
Дальнейшая жизнь «дилижанца» неизвестна. Во время Второй мировой на Villa Demidoff обосновались немцы и превратили роскошный особняк в подобие помойки. В конце войны авианалёты американцев и англичан окончательно сровняли с землёй былое великолепие. Sic transit gloria mundi — так проходит слава мира.
Единственный документ
«Самоходному пароходу» посвящён ряд произведений живописи. Например, картина «Пуск черепановского паровоза» — дипломная работа нижнетагильского художника Петра Бортнова. Известно также полотно Ивана Владимирова «Первый русский паровоз». Но дело в том, что оба автора изобразили не первый, а второй паровоз Черепановых.
Впрочем, вины художников в этом нет. Дело в том, что лишь в 1983 году в Государственном архиве Свердловской области был обнаружен чертёж «самоходного дилижанца». Сделал его в 1834 году Аммос Черепанов — сын Алексея. Это единственный документ, благодаря которому мы знаем, как на самом деле выглядел первый русский паровоз.
Отличить первый и второй паровозы Черепановых несложно: у первой модели задние и передние колёса были разной величины, а на трубе — подобие «короны».