Примерное время чтения: 10 минут
300

Огонь и мистика. Зачем уральский кузнец воссоздаёт старинное оружие

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. «АиФ-Урал» 07/08/2024
Кузнец Андрей Воробьёв учился работать с дамасской сталью, в большей степени, интуитивно.
Кузнец Андрей Воробьёв учился работать с дамасской сталью, в большей степени, интуитивно. / Дарья Попович / «АиФ-Урал»

В кузнице в деревне Тыгиш Свердловской области пахнет поездом. Огромный пёс Тошка встречает гостей, ложась на спину, а кошечка Ася выпрашивает кусочек печенья. Какую роль в современном мире играют кузнецы и почему эта профессия никогда не умрёт, рассказал кузнец, краевед и реконструктор Андрей Воробьёв. Подробнее - в материале ural.aif.ru.

Внутренний толчок

– Андрей, как вы пришли в профессию кузнеца?

— Я пришёл к этому не сразу. Сначала окончил университет, получив специальность метеоролога, но ни дня не работал по профессии. Дело в том, что меня собирались отправить на землю Франца Иосифа, а лететь туда не хотелось. И я выбрал для себя другой путь: после службы в армии устроился электриком на огнеупорный завод. У нас на производстве была кузница, и меня всё время туда тянуло. Как-то раз меня отправили заказать запчасти для одного цеха. Я познакомился с нашим кузнецом Николаем, подошёл к горну, начал ковать – понравилось. Так я понял, чем хочу заниматься. Со временем купил и оборудовал себе помещение в деревне недалеко от Богдановича, где я живу с семьёй, а в кузницу приезжаю работать. Кузнечным искусством я занимаюсь уже 30 лет. Но это не столько профессия, сколько образ жизни.

А где-то в двухтысячных годах заинтересовался генеалогией: стал изучать архивы, записывать рассказы родственников. Так я узнал, что в нашем роду были кузнецы от бога, особенно мой дедушка и прадедушка.

– Помните, как дедушка работал с металлом?

– Нет. Он погиб во время Великой Отечественной войны под Кёнигсбергом, так и не узнав, что город станет Калининградом. Дед тогда служил офицером советской армии, и о нём я знаю только из рассказов родных.

– Когда вы оборудовали себе кузницу, что сделали в первую очередь?

– Шашку из дамасской стали. Эта идея пришла мне в голову после просмотра телепередачи: там показывали девушку, которая ковала такую сталь. Досмотрел сюжет и сразу же приступил к работе. Ведь по натуре я оружейник. В шашках, саблях, рапирах, мечах меня привлекает особая красота и энергия.

Топор, который использовался во времена Ермака, был удобен для того, чтобы лишать противника щита или карабкаться на крепость.
Топор, который использовался во времена Ермака, был удобен для того, чтобы лишать противника щита или карабкаться на крепость. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

– Где и как вы учились кузнечному мастерству?

– По большей части интуитивно, специально никто меня этому не учил. Допустим, вижу какой-то определённый нож на фотографии, затем беру кусок железа, раскаляю его, делаю заточку, и всё, как правило, получается. Правда, поначалу штук пять ножей я всё-таки выбросил. Но в большинстве случаев интуиция помогает. Не поверите: ставлю клинок на закалку, жду, вдруг чувствую какой-то внутренний толчок и понимаю, что изделие нужно вынуть и остудить. И действительно: подержи я его дольше, было бы уже совсем не то. Видимо, так работает генетическая память.

– Правда ли, что в кузнечном деле много необычного и даже мистического?

– Моё занятие – само по себе мистическое, недаром во все времена считалось, что кузнец водится с нечистой силой. Потому и дом у него всегда стоял на краю деревни у реки. Моя кузница не исключение. А ещё ко мне ходят всякие «ведьмочки» (девушки, увлекающиеся эзотерикой): я делаю им различные предметы для ритуалов. Они уверяют, что только изделия, выкованные в огне, работают. А ещё любят поговорку: ворожим – не тужим. Мои знакомые кузнецы ни за что не берутся выполнять такие заказы, шутят: «Чтобы делать что-то подобное, нужно повесить на себя вот такой огромный оберег!»

А я уверен: человек, который работает с огнём, защищён от любого негатива. Тем более что у меня получаются красивые кованые змеи с чешуйками. Конечно, бывают и другие заказы: мебель, решётки, ножи – охотничьи или те, что используют в спецназе. А клинки из дамасской стали ни с чем не спутаешь, потому что в них соединяются разные металлы, они имеют неповторимый рисунок. Оружие я люблю само по себе, но также делаю его и для реконструкций.

Девушки, увлечённые эзотерикой, уверяют, что только предметы, выкованные в огне, работают.
Девушки, увлечённые эзотерикой, уверяют, что только предметы, выкованные в огне, работают. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

– В чём особенность работы с дамасской сталью?

– У этого материала много нюансов, например, в печи должна быть определённая температура: если не догреешь или перегреешь изделие, оно будет ломаться. Кроме того, при работе над клинком из такой стали, нужны речной песок и родниковая вода. Эта вода нужна мне и для приготовления сурицы – напитка на основе мёда, который пили на Руси в дохристианскую эпоху. У этого напитка приятная кислинка, он придаёт силы.

В битвах с ногайцами

– Чем отличается оружие для реконструкций от настоящего?

– Это, скорее, копии того оружия, которое использовалось в определённую эпоху. Оно не должно подходить под определение холодного оружия по ряду критериев. Например, у него своя толщина обушка, неострые края, оно не проходит твёрдую закалку. А в реконструкциях я и мой 13-летний сын Василий и сами участвуем. С реконструкторами мы дружим семьями. В прошлом году я впервые провёл фестиваль в честь 450-летия Оренбургского казачьего войска. Праздник прошёл во дворе моей кузницы. Приехало человек двести, в том числе местная администрация, которая идею одобрила, но финансовой поддержки не обещала.

– Что вас побудило заняться историческими реконструкциями?

– Мы, четверо друзей, решили возродить казачество в Богдановиче. Некоторые наши единомышленники объединились с такой же целью в Сухом Логу. В 1993 году меня посвятили в казаки на круге. Круг – это собрание, на котором присутствуют представители войска, старейшины и священник. После того, как ты приносишь присягу, тебя бьют по спине нагайкой, а все остальные решают – «люб ли нам такой казак?» И если «люб», тебя принимают в ряды «новобранцев».

– Какие эпохи вас особенно интересуют?

– Меня и моих друзей интересует период Ермака. В то время казачья форма выглядела не так, как мы привыкли видеть на картинках и фотографиях. Например, у воинов были латы, которые крепились на кожаную амуницию. Когда мы только начинали проводить бои, никто не хотел играть татар или ногайцев. Но через некоторое время в Сухом Логу появился военно-патриотической клуб «Тхан», участники которого изображают исключительно татар. Хотя, насколько мне известно, среди них нет ни одного этнического татарина.

Металлы, перемешиваясь друг с другом, дают интересный рисунок на изделии.
Металлы, перемешиваясь друг с другом, дают интересный рисунок на изделии. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

А сражения эльфов и орков вас занимают?

– Нет, вымышленные битвы мне абсолютно не интересны, я за сохранение нашей истории. Перед тем, как ковать латы или какую-нибудь шашку, изучаю историческую литературу в библиотеке. Когда делаю оружие, стараюсь быть максимально точным – ничего не добавляю от себя, не придумываю декоративных элементов, которых не было изначально. А моя жена Наталья шьёт казачьи костюмы – она настоящая мастерица!

Ну а в тему о Ермаке я настолько погрузился, что меня часто приглашают рассказать о нём в краеведческом музее и школах Богдановича. Пару раз меня в роли кузнеца даже задействовали в художественных фильмах: «Последний конвой» и «Не открывая глаз». Его сняли три месяца назад, сейчас он находится на этапе монтажа. Это кинокартина на основе реальных событий: здесь, в Тыгише, проходил путь каторжан. Я играю кузнеца, который заковывает одного из заключённых.

Душа мастера

– Что за металлические перья у вас в коробке?

– Это будущий орёл. Собираюсь организовать выставку, на которую в дальнейшем смогут приезжать туристы. Специально для неё делаю фигуры из металла: поставлю здесь тевтонского рыцаря (уж больно у них был свирепый вид в шлемах), изготовлю волка в полный рост, а у входа будет стоять Эскалибур – меч в камне. Кроме того, буду пускать людей к горну. Для меня формат выставки уже привычен: каждый год приезжаю на фестиваль Невьянской башни, беру с собой переносной горн и работаю на глазах у публики. В самой башне есть место для моих изделий. Сын Вася мне немного помогает: недавно сделал гоночную машинку из моих заготовок.

Будущий орёл уже смотрит грозно.
Будущий орёл уже смотрит грозно. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

– Не боитесь, что со временем ваше ремесло исчезнет?

Эта профессия не исчезнет никогда! Во-первых, кузницы нужны на производстве, там ещё далеко не всё можно заменить роботами. Во-вторых, кованые вещи имеют особую энергетику, у них совсем другое качество. Пройдёт сколько угодно времени, но ручную ковку по-прежнему будут высоко ценить, потому что в таких изделиях чувствуется душа мастера. И для меня это не столько способ заработка, сколько духовная потребность: так я реализую свой творческий потенциал.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах