Рассказать о родном крае можно не только словами, но и через пряничную композицию. Как это сделать, знает преподаватель музыки, педагог по русскому быту и ремёслам, руководитель фольклорного коллектива «Аюшка» посёлка Восточный Светлана Коротких. Подробнее - в материале ural.aif.ru.
Подковала блоху
Дарья Попович «АиФ-Урал»:— Светлана Викторовна, как вам пришла в голову идея сделать пряничную Водонапорную башню – архитектурный памятник Екатеринбурга?
Светлана Коротких: — В 2022 году я принимала участие в Международном фестивале «Мир Пряника» в Санкт-Петербурге и там познакомилась с мастерицами из нашей области. Мы поняли, что в столице Урала тоже нужны подобные мероприятия, а их не было. Вот мы и организовали прошлым летом свою пряничную выставку, которую приурочили ко Дню города. Я испекла Водонапорную башню, ещё одна умелица — Плотинку с влюблённой парой и уточками. Были там и другие интересные работы.
— Глядя на эту башенку, кажется, что она из полимерной глины, потому что видно и бревнышки, и кирпичную кладку. Сложно делать такое из теста?
— Сложность была даже не в мелких деталях, а в том, что я не знала точных размеров сооружения, но очень хотела передать все пропорции как можно реалистичнее. Поэтому даже звонила в департамент по архитектуре и градостроительству Екатеринбурга. Спрашивала, каково соотношение верхней и нижней частей, что в этой башне есть, а чего там нет. Например, мне было не совсем понятно по фотографии, какой у неё фундамент и есть ли водосток. Я же не инженер. Ехать в Екатеринбург, чтобы её рассмотреть, — далековато, да и работы у меня много.
В департаменте мне ничего толком не ответили, и пришлось действовать интуитивно. Я переделывала детали много раз. В детстве мне нравилось черчение, но всё же я и не архитектор. Однако работа удалась. Сейчас моя фигурка находится в постоянной экспозиции музея Водонапорной башни.
— У вас на странице в соцсети есть фотография пряничного телескопа, в который, как вы пишете, можно увидеть Бабиновскую дорогу. Неужели все 260 её верст?
— Нет, конечно же, лишь её фрагмент. Это была работа для фестиваля, о котором я уже упоминала. Мне очень хотелось рассказать о нашей земле, а пряники — один из способов это сделать. До того, как создать эту дорогу, в 2022 году я пекла пряничные «лоскутки» для коллективной композиции — русской печи. Она получилась под два метра в высоту и больше метра в ширину.
На отдельных лоскутках «одеяла» я рисовала наш Кордюковский (Рогозинский) водопад. Он находится недалеко от Верхотурья, в кратере, где река Рогозинка пробила себе дорогу в скальной породе. Есть версия, что как раз там когда-то упал метеорит. Учёные называют такие места «звëздными ранами» или астроблемами, и как же интересно, что одно из них находится у нас, на Урале!
На следующий год после этого, в 2023-м, когда темой фестиваля было путешествие по России, я решила приехать уже с индивидуальной работой. Это как раз была «Бабиновская дорога». Как мы знаем из истории, она когда-то имела важное значение для Верхотурья: благодаря её строительству через город стали проходить пути купцов. В память об этой дороге я и сделала такой пряник.
По моей задумке, внутри телескопа находилась сама «проезжая часть»: пряничные домики, повозка с мужичком, ёлки. Туда же я поместила подсветку из светодиодной гирлянды. Это самая сложная техника пряников — 3D. Другие участницы фестиваля сказали мне: сделать такое — это как блоху подковать! Потому что надо было поместить в одну композицию крошечные детали, да так, чтобы они не рассыпались. Работа заняла третье место: фестиваль-то международный, и требования к его участникам высокие.
К сожалению, моя «Бабиновская дорога» распалась ещё в Петербурге: ей не подошёл температурный режим, который был тогда в помещении во время конкурса.
Конечно, мне хочется испечь и другие достопримечательности Верхотурья, ведь я живу недалеко от него. Но сначала переделаю «Бабиновскую дорогу», исправлю все недочёты и на этот раз отнесу её в Верхотурский музей — пусть стоит там как постоянный экспонат. В прошлом году в этом музее как раз была моя персональная выставка пряников.
Помощница Злата
— Для создания объёмных пряников нужно какое-то особое тесто, особая технология?
— Технология такая же, как и для обычного печенья. Сначала надо замесить тесто, потом раскатать его, вырезать формочками части композиции и выпечь в духовке. Затем расписать глазурью, её также называют «айсингом». Если пряник должен быть в 3D, нужно ещё подогнать детали друг к другу. Вот в этом как раз вся сложность: они могут не совпасть.
— А что для вас сложнее всего в плоском прянике?
— Расписать аккуратно, не размазав глазурь. Есть разные техники: например, мокрым по мокрому. Если глазурь ещё не засохла, можно рисовать на ней другим цветом. В другой технике можно сделать объёмный узор: залить пряник и создавать на нём различные «кружева», волны, точки...
Я использую обычные продукты: муку, соль, сахар, яйца, масло. Глазурь делаю сама — из сахарной пудры и пищевых красителей. Конечно, для выпечки нужны формочки, а для росписи понадобятся кондитерские рукава.
— А если получилось много неподходящих деталей, то близкие, наверное, этому только рады, ведь их можно съесть...
— Это точно (смеётся. – Ред.). А вообще-то муж мне помогает, отвозит меня на различные мероприятия. Дети знают, что можно есть, а что пойдёт на очередной фестиваль. Младшая дочь, восьмилетняя Злата, рисует на пряниках вместе со мной и участвует в мастер-классах, которые я устраиваю для детей в нашем посёлке. Злата такая же рукодельница, как и я, даже чуточку больше.
И на баяне игрец
— Стать кондитером – детская мечта?
— Я мечтала стать дирижёром оркестра. Вообще, я приехала на Урал из Оренбургской области, где окончила Орское музыкальное училище по классу баяна. Затем короткое время училась на дирижёра в Челябинском музыкальном училище, но позже перешла на отделение фольклористики, где, кстати, и познакомилась с моим мужем.
Так как мы учились заочно, нужно было делать упор на практику: от нас требовалось выбрать коллектив, с которым можно готовить выступления в народном жанре. Так я и оказалась на родине мужамужа, в посёлке Восточный, где работаю в музыкальной школе. Она у нас маленькая, точнее, малокомплектная, поэтому я веду сразу несколько предметов. Кроме того, у нас с мужем свой фольклорный коллектив — «Аюшка». В школу ходят дети с пяти до 18 лет, а всего учащихся – 27 человек. Мне хочется, чтобы ребята погрузились в русские традиции, поэтому и приобщаю их ко всему, что сама умею.
Мы с ребятами не только исполняем традиционные песни и танцы Уральского региона, но и лепим из глины, плетём из бисера, ткём пояса… Я учу детей готовить блюда традиционной русской кухни и рассказываю, к каким праздникам каждое из них приурочено. А пряники… мне всегда нравилось готовить. Однажды дай, думаю, покажу ученикам, как делать рождественское печенье по рецепту, который случайно попался мне в интернете. Я, конечно, во многом его адаптировала к нашим реалиям.
И вот мы испекли это печенье, раскрасили. А затем я нашла в интернете мастериц, которые изготавливают пряники, записалась в онлайн-школу, а позднее и сама стала участвовать в конкурсах. Вот так я и стала увлекаться пряниками.
— Так, значит, вы можете наградить своих учеников пряником в прямом смысле слова...
— На каждый праздник ребята получают от меня такие презенты. Праздников у нас достаточно много — они бывают почти каждый месяц, и к каждому из них мы готовим выступления.
— Как вызвать у современных детей и подростков интерес к народной культуре?
— Чем больше увлекаешь детей, тем они становятся ответственнее, и, как ни странно, чем больше они заняты, тем больше успевают. А программа занятий у нас очень насыщенная – ученики всё время заняты. Конечно, в процессе кто-то уходит. Тех, кто остаётся, держит что-то своё, кого-то, например, поездки на музыкальные конкурсы или фестивали ремёсел.
Я стараюсь связать детей с мастерами, которые умеют делать то, что я не умею. Скажем, не так давно мы ездили с ребятами в Нижний Тагил, где они учились урало-сибирской росписи подносов. А в Верхотурье они учились рисовать на бересте. В прошлом году мы ездили на областной конкурс ремёсел, куда возили нашу керамику и вышивку. И одна моя ученица стала лауреатом третьей степени!
Среди моих учеников есть и те, кто серьёзно интересуется музыкой. Например, одна моя выпускница сейчас работает в Уральском народном хоре. А другая окончила колледж искусств и тоже работает учителем музыки.