127

О дружбе народов, «страшилках», больших семьях и других традициях цыган

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. «АиФ-Урал» 28/07/2021
Песни и пляски – реальность обыденной жизни цыган.
Песни и пляски – реальность обыденной жизни цыган. / pervo.ru / «АиФ-Урал»

«Только близкое общение, только честное движение вместе делает нас ближе друг другу, делает людей разных национальностей, разного вероисповедания братьями и сёстрами», – уверен президент Екатеринбургской цыганской национально-культурной автономии «Рома Урала» Ян Сокол.

Досье
Ян Сокол родился в Перво­уральске. Работал на заводе. Окончил факультет юстиции Гуманитарного университета. Будучи студентом, проходил российские и европейские правозащитные школы для ромских студентов, прошёл обучение в Школе по правам человека Совета Европы. Занимался бизнесом в сфере шоу-бизнеса. Вёл юридические консультации в Екатеринбургской цыганской национально-культурной автономии «Рома Урала», был избран президентом. Член Консультативного совета по делам национальностей Свердловской области. Юрист, правозащитник.

Будущее в единстве

– Ян Михайлович, когда я училась в школе, в классном журнале была графа «национальность», но мы не делили людей по этому признаку. Сейчас время тотальной толерантности, но мне порой кажется, что она лишь декларируется. Что вы по этому поводу думаете?

– Со времён СССР вообще всё перевернулось: и в восприятии людей, и в отношениях… Всё сейчас не так. Не лучше, не хуже, просто по-другому. Я, к примеру, не помню, чтобы мы двери квартир тогда закрывали, а если закрывали, то ключ под коврик клали. Не помню, чтобы машину на ключ закрывали. В советское время мы все вместе старались построить новый мир, создать условия для комфортной жизни всех людей – нас объединяла общая цель. Это было хорошее, доброе время, когда люди помогали друг другу без всякой корысти, когда присмотреть за соседскими детьми, помочь дом построить, вообще, бескорыстно помочь в чём угодно было в порядке вещей, когда, действительно, была дружба народов. Сегодня толерантности в истинном значении этого слова всё меньше и меньше.

Поэтому те, кто обеспокоен сложившейся ситуацией, кто стремится помочь другим, начиная с людей своей национальности, объединяются в общественные организации. И детей своих они учат тому, что мы все равны, независимо от национальности и цвета кожи. Тому, что любой человек прежде всего должен восприниматься именно как человек, как личность. Уверен, единство, общность, командный дух – это то, на чём должны воспитываться дети в школе. Воспитываться не на словах, а в походах, на каких-то творческих или спортивных мероприятиях. Только близкое общение, только честное движение вместе делает нас ближе друг другу, делает людей разных национальностей, разного вероисповедания братьями и сёстрами. Другое дело, что разные люди могут и проявлять себя по-разному, в том числе не всегда достойно, но это не повод судить по одному человеку о всей национальности. И в этом тоже смысл толерантности.

Словом, в СССР люди жили скромнее – одевались одинаково, ели без изысков, но они были свободны и счастливы, каждый занимался своим делом. И цыганам было проще жить – они могли спокойно кочевать, заниматься своими ремёслами…

– А сейчас что мешает?

– Сейчас куда ни пойди, куда ни ткнись – всё чьё-то, всё поделено. С другой стороны, благодаря современным технологиям, в том числе информационным, у человека появилось больше возможностей для самосовершенствования, больше возможностей для заработка. Огромный объём информации позволяет человеку научиться практически всему, было бы желание. А использование доступной информации для самосовершенствования – это путь вперёд, развитие, которое, например, у молодёжи способствует формированию мировоззрения. Главное – уметь пользоваться обширной информацией, отсеивая мусор. Сегодня есть возможность сделать свой выбор.

Общее горе

– Относительно цыган существует масса стереотипов. Как они, на ваш взгляд, сформировались? Откуда, к примеру, пошло – «цыгане воруют детей»?

– Это из разряда кем-то когда-то придуманных страшилок, ничего общего не имеющих с действительностью. А вот что было на самом деле: после Великой Отечественной войны было очень много осиротевших детей, и цыгане, сами пострадавшие от Холокоста, брали с собой этих детей, воспитывали их в своих традициях. И в современном мире цыганские семьи, не имеющие возможность по разным причинам иметь, как у нас это принято, много детей, берут в семью ребятишек из детских домов.

Когда у тебя много детей, когда у тебя большая семья, в которой каждый несёт определённую ответственность, жить проще. Не понимаю и не принимаю современную тенденцию «родила ребёнка для себя, папа нам не нужен», типа «я такая сильная, я всё могу». Это ненормально, когда женщина «заводит» себе ребёнка, будто это котёнок. Кого она воспитает, если её единственный ребёнок будет знать только «я, моё, мне»? Скорее всего, изнеженного эгоиста.

Когда у тебя много детей, когда у тебя большая семья, в которой каждый несёт определённую ответственность, жить проще. Я за большие семьи – чем теснее, тем лучше. Причём это же не только цыганский вариант».
У ребёнка, живущего в большой семье, имеющего братьев и сестёр, имеющего настоящее детство, но всё же несущего свою долю ответственности в общем хозяйстве (маме, папе помочь, за младшими присмотреть и так далее), знающего, что такое семейные традиции, семейные праздники, формируются истинные жизненные ценности. Я за большие семьи – чем теснее, тем лучше. Причём это же не только цыганский вариант.

– Ассоциация цыган с наркоторговлей – это ведь не просто «страшилка»?

– Это трагедия. Причём кому-то, видимо, было нужно, чтобы она произошла. Жил народ не тужил, ну да, коней воровали (хотя, по большому счёту, скотину во все времена воровали, и далеко не только цыгане), и вдруг в переломный для всей нашей страны момент оказался неприкаянным. Непонятно было, чем заниматься, поскольку цыгане – это социально незащищённая нация. Этим не преминули воспользоваться те, у кого была определённая цель – подсадить страну на наркотики. А как иначе? За ними же, я так понимаю, куда-то нужно было ехать, какие-то каналы осваивать. Могли этим заниматься люди, у большинства из которых и паспортов-то не было? Ответ очевиден. А денег заработать – почему бы нет? Вот кого-то и затянуло в это дерьмо. Кого-то, а не целый народ – это надо понимать.

Это большое горе, причём как для тех, кому наркотики продавались, так и для самих продавцов, которые сегодня, спустя 15 лет, или по тюрьмам сидят, или лежат на кладбище. И дети их, на наркотики подсевшие, поумирали от передоза. А тех, кто наркотрафиком заправлял, кто его организовывал, на кладбищах нет, они живут себе и не тужат.

Наркомания вообще для всей нашей страны трагедия. И для нашего народа в том числе. Вы же помните, было время, когда дня не проходило без телесюжета про цыган-наркоторговцев, что, разумеется, формировало общественное мнение по поводу всей нации. Моя старшая дочь тогда пошла в первый класс и однажды, вернувшись из школы, сказала: «Я не хочу быть цыганкой». Для меня это стало сигналом, знаком – мы стали с этой проблемой бороться.

На родном языке

– Давайте о добром поговорим. Ян Михайлович, какие традиции в цыганских семьях передаются из поколения в поколение? Скажем, благодаря эстраде, кинематографу, литературе мы представляем ваш народ поющим и пляшущим – это соответствует действительности?

– А что делать большой и дружной семье после ужина? У меня, например, хорошее настроение, душа поёт, я начинаю песню, сестра подхватывает, а кто-то обязательно начнёт танцевать. Или кто-то возьмёт гитару, начнёт струны перебирать – тын-тын, тын-тын, второй возьмёт – тын-тын, пам-пам, смотришь – уже какую-то мелодию играют. И тут невозможно просто так стоять, ты или смеёшься, или плачешь. Так всегда было в нашей семье, и это здорово!

Мы, безусловно, стараемся сохранить наши традиции. В первую очередь уважение к старшим. Эту особенность «концентрированно» можно наблюдать на каких-то больших мероприятиях, на свадьбе, например, где младшие оказывают внимание старшим, ухаживают за ними. Причём неважно, старше ты на два года или находишься в почтенном возрасте, – младшие в любом случае будут всячески оказывать тебе внимание.

Ещё одна традиция – поддержание идеальной чистоты в домах. Вообще, чистоплюйство цыган порой доходит до такой степени, что (смеётся. – Ред.) противно. А если серьёзно, то цыгане крайне чистоплотный народ, в том числе это касается отношений мужчины и женщины. У нас до сих пор сохранилось неприятие свободных отношений до брака.

– А смешанные браки допускаются?

– Да, и я тому пример. В наших смешанных браках, я замечаю, происходит и смешение культур, которые при этом сохраняются. Скажем, у кого-то дети разговаривают и на русском, и на цыганском языках, а у кого-то лезгинку и цыганские танцы отплясывают. Словом, сейчас всё как-то смешалось, хотя, конечно, даже в современных условиях хочется сохранить национальную идентичность.
Вообще, у нас сегодня два варианта создания семьи: или решение о браке молодого человека и девушки принимают их родители, или молодёжь пользуется современными возможностями, когда парень и девушка знакомятся со своими вторыми половинками самостоятельно. Но, повторюсь, у цыган всегда был и есть культ семьи. Другое дело, что сегодня молодёжь стремится сначала получить какое-то образование и уже потом создавать семью. Это в 90-е годы наши девчонки на рынках торговали «паутинками», платками, шубами – тогда это была своего рода цыганская ниша, сегодня они стараются учиться.

– Известно, что народ жив, пока жив его язык. Цыганам удаётся его сохранять?

– Это правда: если будет утрачен язык, не знаю даже, что ещё останется. Поэтому у нас есть прекрасная традиция – цыган с цыганом всегда общается на цыганском языке, вне зависимости от диалекта. Бывает, мы даже друг друга плохо понимаем, потому что говорим по-разному, но всё равно будем разговаривать на цыганском. А если рядом появится русский, извинимся: «Простите, мы не хотим вас обидеть, просто у нас такая традиция».

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах