Вопросы семьи неотделимы от вопросов материальных. Жизнь в нашей стране требует предельного внимания и к домашнему очагу, и к семейному кошельку, считает победительница конкурса «Миссис Екатеринбург 2014» бизнес-леди Яна Сапон.
Борьба за жизнь
Артем Рыжаков, «АиФ-Урал»: Яна, вы заявляли о своем желании развивать благотворительные и социальные проекты. Благотворительность – сфера широкая, что именно вы собираетесь делать?
Яна Сапон: Признаюсь, я пока я еще не выработала стратегию, как и что буду делать на благотворительном поприще, – нужно очертить круг направлений, потому что не хочу распылиться. Определенно за год мне нужно реализовать нужный людям проект. Это моя душевная потребность..
Во время конкурса мы посещали нуждающиеся семьи, были у многодетной мамы, которая одна воспитывает трех детей. С ней точно продолжим работать и возьмем над ней шефство.
Кроме того, меня очень сильно задели проблемы онкологии. Участие в проекте «Миссис Екатеринбург» позволило мне погрузиться в то, как люди с такими заболеваниями живут. Многие из нас в жизни не так часто сталкиваются с серьезными проблемами. В онкоцентре я заглянула в глаза больных детей, в глаза их мам, и поняла: кто-то за корону борется, а кто-то каждый день борется за жизнь. Все в этом мире относительно, и нужно быть благодарным за каждый миг на этой земле. К сожалению, в нашей стране диагностика онкозаболеваний плохо развита, и выявляются эти недуги на поздних стадиях.
– Вы коснулись проблем медицины… По-вашему, достойная ли зарплата у медиков и педагогов?
– Положение, на мой взгляд, печальное. С учетом такой зарплаты наших педагогов можно назвать самоотверженными людьми, они заслуживают достойного заработка. А иначе результата не будет. На одном энтузиазме они не могут прожить. Голодный человек не может думать о качественной работе – у него все мысли о собственном выживании и выживании своей семьи. Медицина и образование – это отрасли, от которых зависит здоровье нашего общества, но в свете последних событий я понимаю, что всем придется ужаться. Власть максимально урежет расходы. Хочется верить, что это ненадолго и это кратковременная жертва.
Кредитная удавка
– А вам хотелось бы, чтобы было иначе?
– Конечно, хочется. Мы живем в свободном обществе, и хотелось бы, чтобы люди, которые занимаются бизнесом, имеют накопленный опыт и знания, принимали бы больше участия в важных для общества вопросах.
– Молодым семьям сейчас тяжело. И труднее всего, разумеется, купить квартиру. Хорошо, если кому-то помогают родители или жилье достается в наследство. Но у многих этого нет.
Острейшая проблема, которая с этим связана, – экономическая безграмотность россиян. Якобы доступные кредиты, которые навязывают народу, – это, в конечном счете, удавка. Многие у нас в стране не умеют распределять свой заработок, планировать свой бюджет. Это безграмотность, которая влечет за собой целый комплекс проблем, включая и психологические: попавшие в эту ловушку люди начинают впадать в депрессию со всеми вытекающими. На мой взгляд, надо очень много работать с рвением изменить свою жизнь к лучшему, чтобы чего-то добиться. Мы живем в такой стране, в которой нужно пробиваться самому. И мы все живем, работаем, растим детей, но не получаем той поддержки государства, какой хотелось бы. Материнский капитал, конечно, хорошее подспорье, я благодарна за эту меру, только это не комплексное решение проблемы. Лично для меня 400 тысяч рублей – это не мотивация для рождения второго ребенка. Рожают не поэтому, а потому что хотят родить.
Пробивая лбом
– Недавно областной уполномоченный по правам ребенка Игорь Мороков заявил, что наравне с проблемными семьями нужно уделять внимание и поддержку обыкновенным нормальным семьям. Хотя бы консультационную…
– Это очень важно сейчас. Людям необходимо помогать советом, в частности если речь идет о планировании семейного бюджета. В силу моего образования я обладаю специальными юридическими и экономическими знаниями, но у многих других их нет, и поэтому им сложнее принять грамотное решение в финансовых вопросах. Поэтому на этом поле у властей и общественности очень много работы. Да, в администрациях есть отделы, которые оказывают такую помощь. Но реалии таковы, что даже льготникам трудно пробиться к чиновникам – приходится основательно побегать и практически пробивать лбом двери, чтобы добиться помощи. Что уж говорить об остальных?
– Вы – представитель бизнеса. Как вы думаете, у нас в регионе благоприятные условия для предпринимательства?
– Я о своей сфере скажу: логистика у нас, как и везде, очень дорогая. Тем более Урал – транзитный регион. И в ценообразовании товаров логистика играет едва ли не первую роль. Законодательство, конъюнктура рынка таковы, что предприниматели у нас могут честно зарабатывать, только если работают на пределе возможностей. Соответственно, все дорожает, и только зарплаты остаются неизменными. Это печально. Но я верю, что ущемление наших интересов и возможностей приведет к серьезному улучшению. Я верю в светлое будущее.