Вчера в эфире ОТВ вышло крупное интервью с Евгением Куйвашевым. Глава региона стал главным героем программы «Четверо против одного» и отвечал на вопросы профессиональных журналистов, ведущих телеканала Максима Путинцева и Юлии Макеевой, а также главного редактора информагентства «Федерал Пресс» Ивана Еремина и музыканта, основателя и директора фестиваля «Старый новый рок» Евгения Горенбурга. Мы публикуем наиболее интересные отрывки из этой беседы.
Слабый рубль – это… выгодно?
– Евгений Владимирович, ситуация в экономике сегодня не самая простая. Доллар почти достиг 50 рублей, евро около 60. Тренд устойчивый. Как на бюджет Свердловской области влияет ослабление рубля, которое мы видим в последнее время?
– Как правило, в таких стрессовых для экономики, а значит и для людей, ситуациях пересматриваются приоритеты, особенно в части развивающего бюджета. Он формируется в рублях, и понятно, что рублевой массы на единицу продукции должно быть больше. Но здесь есть еще и другая сторона медали – нужно, чтобы наша продукция по-прежнему была конкурентоспособной, и останавливаться, сложив руки, ни в коем случае нельзя. Нужно двигаться, искать новые рынки, развивать свою промышленную базу.
В целом нужно надеяться на лучшее, рассчитывать на собственные силы, заниматься производством, помогать нашим промышленным предприятиям, чтобы они не зависели ни от каких конъюнктур. Для этого просто нужно работать.
– Евгений Владимирович, очевидно, что экономику ждут нелегкие времена. Какие есть рычаги, которые можно сейчас задействовать?
– Инструменты – я бы так назвал... Безусловно, мы должны в еженедельном, ежемесячном режиме смотреть за бюджетом – как он исполняется, как собираются налоги, как они тратятся. Внесение изменений в бюджет, рассмотрение в Заксобрании и т. д. – процедуры отработанные, и учить никого не нужно. Естественно, мы смотрим, какая сейчас развивается ситуация, прогнозируем, как она будет развиваться в 2015 году.
Время для фермера
– Сегодня на фоне неблагоприятных экономических и геополитических процессов эксперты отмечают растущую конкуренцию регионов за доступ к федеральным и частным дотациям и инвестициям. Сейчас российские регионы находятся на пути определения, как строить свою политику, где экономить и какие отрасли развивать. На прошедшем инвестиционном форуме в Сочи вы отметили, что помимо традиционной промышленности Свердловской области стратегия развития будет предполагать и развитие малого и среднего бизнеса. Можно ли сказать, что на них сделают основной упор?
– Спасибо за глубокий вопрос. Я думаю, что нам даже всей передачи не хватит, чтобы на него ответить, но я попытаюсь. Первое: сейчас, когда ослабевает рубль и увеличивается инфляция, самым оправданным является вложение денег в сельское хозяйство. Оно, как правило, приносит больше дивидендов фермерам, и многие предприятия и регионы делают ставку на это.
Мы очень большие деньги вкладываем в АПК, и у нас приняты и реализуются серьезные программы. Есть чем гордиться, мы сегодня вторые в России по приросту надоев молока. Когда и где индустриальная область могла показать такие результаты? Сейчас, пока мы с вами разговариваем, одновременно строятся 38 ферм для молочного животноводства – маленьких и больших, и мы дальше будем продолжать поддерживать предпринимательскую инициативу в области сельского хозяйства.
«Маска» для «Ласточки»
– Как идет формирование кластеров?
Конкурентный пример – раньше «маску», лицо поезда на наши «Ласточки» мы покупали во Франции. Приехали ребята из соседнего региона и сказали, что готовы ее сделать дешевле в 2,5 раза. Сделали – причем по качеству нисколько не хуже. Вот такой кластерный подход, формирование кооперационных, межотраслевых связей внутри региона, межрегиональных связей. Это касается и оборонки, и машиностроения, и фармацевтики, и IT. Совсем скоро мы откроем технопарк, который будет содействовать развитию среднего и малого бизнеса в области IT.
В 2014 году мы по инвестициям в основной капитал по итогам полугодия превысили показатели 2013 года почти на 9%. Посмотрим, что будет по году. Эти инвестиции направлены в том числе и на модернизацию производства. Мы эти цифры внимательно рассматриваем, исходя из них строим планы на 2015 и 2016 годы, в том числе и по бюджету.
«Бизнес ориентируется быстро»
– Эксперты отмечают, что Свердловская область одной из первых отреагировала на кризисную ситуацию. Еще летом у нас появилось министерство по инвестициям и развитию. Какую основную задачу вы ставили перед ним?
– Все новое – это хорошо забытое старое. И раньше существовало министерство по инвестициям и развитию. В какой-то момент нам показалось, что рост экономики, рост инвестиций в основной капитал и в регион были такими, что это подразделение нужно лишь в виде нескольких отделов Минэкономики. Но сегодня мы входим в достаточно непростую стадию, в том числе по инвестициям. Поэтому и созрело такое решение, поэтому министр инвестиций сегодня – первый заместитель председателя правительства. Нужно было перегруппироваться, перестроиться на развитие промышленности, всех новых форм хозяйствования.
– Сменился ли как-то географический вектор иностранных инвестиций? Уменьшились ли они? С какими государствами мы стали больше взаимодействовать?
– Действительно, с некоторыми странами Евросоюза у нас товарооборот упал, но с некоторыми вырос. В условиях, когда пошли взаимные эмбарго, бизнес ориентируется быстро, особенно те, кто выпускает конечный продукт. Нашли партнеров либо у нас в стране, либо за рубежом, где не ограничен доступ бизнесу, в странах Таможенного союза – в Беларуси, в Казахстане. Мы эти связи сейчас налаживаем. Экономика – она как сообщающиеся сосуды: здесь убыло, там прибыло. И полки наших магазинов мы или сами заполним, или купим товары в других странах.
– На федеральном уровне заметна тенденция на переориентацию на азиатские страны. В Свердловской области она есть?
– Да, тем более у нас официальным партнером «ИННОПРОМа» в 2015 году на правительственном уровне будет Китайская Народная Республика. Они даже запросили дополнительный павильон и дополнительную программу.
«Ломать» никого не будем»
– В этом году Екатеринбург должен получить около трети всего областного дорожного фонда. Отсюда два вопроса. Во-первых, справедливо ли это, потому что муниципалитетов много, и у всех, наверное, есть аналогичные желания, но не все получат такие суммы. Второе: городские общественники разбирали цифры и пришли к выводам, что ни копейки не заложено на текущие ремонты, а только на глобальные проекты типа развязок, объездной трассы и т. д.
Что касается именно текущего ремонта, то это полномочия органов местного самоуправления. От того, как они расставят приоритеты, докажут вышестоящим бюджетам или органам власти потребность и необходимость помощи, зависит многое, в том числе – будут ли деньги в качестве субвенций и дотаций или нет. Если город принимает самодостаточный бюджет, значит, есть возможность потратить собственные деньги.
Безусловно, любой муниципалитет всегда желает большего. Но сегодня у каждого из них в соответствии с законом есть свой дорожный фонд, и он вправе им распоряжаться через свои инструменты так, как нужно – в том числе тратить деньги на текущий ремонт.
– Хочу спросить вас о реформе местного самоуправления. Стоит ли ждать нам крупных изменений в руководстве свердловских городов?
– Если команда избранного или назначенного руководителя муниципалитета работает – зачем ломать что-то? Подготовиться нужно – на всякий случай. Вдруг жители будут недовольны, будет отсутствие должного взаимодействия по вертикали, если что-то не будет получаться, да и просто любой форс-мажор – у нас должны быть инструменты, чтобы исправить ситуацию. Но то, что мы ломать через колено никого не будем – это очевидно. Это я точно вам говорю.
Туристов привлекут... золотом
– Евгений Владимирович, на днях прошла информация о том, что есть серьезные проблемы в строительстве московского метро из-за обесценивания рубля. Приостанавливают проектирование, в Новой Москве стройки. В связи с этим возникает вопрос: не окажутся ли в аналогичной ситуации наши крупные строительные инвестиционные проекты?
– В региональном бюджете на 2015 год мы уже запланировали «пробивку» улицы Ленина, ремонт улицы Репина – там будет небольшое расширение. Все, что намечено – выполним. Что касается самого Чемпионат мира – уверен, его матчи мы увидим. Россия заявилась, ФИФА сделал свой выбор и подтвердил его, и мы будем проводить мунидаль. Это говорит президент, и это я говорю вам.
– Евгений Владимирович, вас уже замучили, наверное, этими вопросами, но все равно хочу спросить: как и при каких обстоятельствах родилась идея с золотыми медалями к чемпионату мира 2018 года из нашего уральского золота?
– Первое золото в России нашли у нас 200 лет назад, и этот рудник до сих пор работает. Прежде чем эту идею озвучить, мы советовались с нашими промышленниками, с организационным комитетом. Подвернулась хорошая возможность заодно разрекламировать туристический Березовский маршрут. Увидев медали с уральского золота, люди захотят посмотреть, где оно добывается.
– Как вам эмблема чемпионата мира, «Душа»? Кому-то она не понравилась. Ее называли и противогазом, и инопланетянином…
– Мне лично эмблема симпатична. Есть в ней что-то наше, русское. Элементы матрешки, иконописи… Где вы еще такое увидите?
Инженер из детсада
– Сейчас очень много говорят о создании Уральской инженерной школы, но с другой стороны, не хватает медсестер, учителей и врачей. Будут ли стимулировать молодежь осваивать эти специальности?
– Я слышала, вы говорили, что чуть ли не с детского сада надо воспитывать инженера.
– Мы ставим задачу, чтобы на стадии дошкольного и школьного образования у людей выявляли таланты. Кто-то любит песни петь, кто-то любит конструктором заниматься, кто-то любит в микроскоп разглядывать. Поэтому как раз в распределении по группам должно быть серьезное направление в нашем дошкольном и школьном образовании. Совсем не обязательно, что из сотни ребят все сто станут инженерами. Есть ими будет треть или четверть – это уже хорошо.
Детский сад для будущих инженеров | Фотогалерея
Детский сад для будущих инженеров | Фотогалерея
С чего начинается Родина
– Сейчас готовится программа сохранения здоровья уральцев, но информации о ней не очень много. Не могли бы вы рассказать подробней?
– Действительно, вместе с медицинским сообществом мы приняли решение подготовить и реализовать такую программу. Она будет формироваться в трех направлениях: здоровое сердце, здоровый мужчина, мать и дитя. Как говорит профессиональное сообщество, работая над этими тремя направлениями, можно будет достичь серьезных результатов в улучшении здоровья уральцев.
В программе будет предусмотрено приобретение специализированного оборудования, дополнительное обучение медицинского персонала, ведение профилактики и, конечно же, более четкое и правильное межведомственное взаимодействие.
– Мы в свое время в школах сдавали нормы ГТО, и дети были здоровее, крепче, выносливее. Сейчас возрождают эти нормы. Для какого возраста их введут – только для школьников?
– Первая группа у нас начинает с 6 лет, последняя от 70 и выше, поэтому ограничений по возрасту нет, любой желающий может сдать эти нормы, зафиксировать свой статус.
Обязательно это будет для определенной группы людей, а для всех остальных – добровольно. Но те руководители предприятий и компаний, которые заботятся о здоровье своих сотрудников, они, думаю, будут способствовать, чтобы люди занимались спортом, стремились к каким-то результатам.
Дорогу велосипеду!
– Когда у нас будет более развитая инфраструктура для велосипедистов и появится больше велодорожек?
Надо сказать, вопрос не так прост. Дело все в том, что, если говорить о новых микрорайонах, таких, как Академический в Екатеринбурге, там уже велодорожки есть, они предусмотрены в проектах изначально. Но если брать районы советской постройки, проектировать и строить велодорожки там – достаточно затратное мероприятие. К счастью, есть дешевые альтернативы – например, разметка. Есть у нас и такие тротуары, и дороги, где этим можно заниматься.
Я поручил министерству транспорта совместно с администрацией города проработать ряд предложений. Это было сделано. Кроме того, ребята принесли целый альбом своих идей. Понятно, что они, может быть, не так глубоко вникли в ситуацию, но они дали направление, по которому можно работать, за что я им очень благодарен. Мы эти предложения обязательно отработаем и будем реализовывать.
– А вы сами зимой какой вид спорта предпочитаете – лыжи или коньки?
– Я люблю практически все зимние виды спорта. С удовольствием наблюдаю за ними, сам иногда встаю на лыжи, когда позволяет время.
– И последний вопрос – не совсем обычный… Евгений Владимирович, с чего для вас начинается Родина?
– Родина… Для меня она начинается с родителей.