Велосипедисту в городе места нет!
Ольга Маслова, «АиФ-Урал»: Вот и стартовал велосезон, наверняка и велосипедистов прибавилось, особенно «благодаря» кризисному времени, когда каждая копейка на счету и нет возможности каждый день тратиться на проезд. Готов ли к этому Екатеринбург?
Константин Мочалов: Город, как всегда, не готов. Не готов по ряду причин, и первая из них – это снова, как и из года в год, отсутствие велодорожек. Те телодвижения, которые во власти различимы, – очень вялые. Готовые проекты, которые мы выдвигаем сами, в администрации Екатеринбурга практически не используются. Мы уже своими руками готовы расчертить тротуары, говорим об этом властям, но и эта инициатива тормозится! К сожалению, у нас в городе все мероприятия по созданию велоинфраструктуры используются только для пиара властей – закладывают одну дорожку в проект улицы и тут же начинают размещать об этом кучу информации. Но в итоге почти ничего не делается или делается, но невозможно медленно. Наш город достаточно компактный, и, по большому счету, Екатеринбург «велопешеходкой» можно расчертить очень быстро. Уже была бы какая-то территория для велосипедистов, с которой можно было бы работать дальше. Ну, а следующим этапом могло бы быть формирование уже нормальных, обособленных велодорожек.
– Тогда это вопрос и к обустройству города в целом? Если на обочине грязь, горы пыли, глубокие лужи, какие уж тут велодорожки! Нужно сначала Екатеринбург в порядок привести.
– Однозначно так и есть! Должна быть полная готовность проезжей части – это и чистота города, и все, что с этим связано. Но есть еще одна проблема, она не менее важная – это возможность безопасного хранения велосипеда. Отсутствие нормальных парковок, находящихся под присмотром, – очень ограничивающий фактор. По большому счету мы считаем, что это проблема номер один. Те парковки, что у нас есть сейчас, горожане прозвали «вешалками». Они совершенно неудобны и в основном используются для того, чтобы размещать на них рекламу. О комфорте уральцев и речи не идет. Велосипедисты этими парковками стараются не пользоваться, особенно если их «железный конь» стоит приличных денег, потому что украсть с такой парковки велосипед ничего не стоит. А у кого-то, между прочим, это единственный транспорт.
– Снова все сводится к тому, чтобы извлечь максимальную выгоду… В этом случае - из размещения рекламы.
– Да пусть им будет эта выгода! В этом проблемы нет. Но надо, чтобы при всем при этом присутствовали какие-то удобные для екатеринбуржцев вещи. Я не знаю, посадите какого-нибудь вахтера, который будет ключик выдавать, – варианты найти можно, и они значительно улучшат жизнь горожан, а велосипедистов станет в разы больше. Это я гарантирую.
Властям не хватает воли
– Если действительно столько вариантов, то почему их не реализуют?
– Недостаточно воли местных властей. Я почти каждый день сталкиваюсь с разными чиновниками, с людьми из власти, которых нам приходится «преодолевать», как высокие барьеры, и могу сказать, что, к сожалению, нет силы, которая мотивировала бы исполнителей что-то делать. Нет жесткого контроля, нет конкретных задач, причем задач не мелких: «Дадим им уже эту велодорожку, чтобы они там успокоились», – а стратегических. Город пора бы переустроить, его надо делать более адаптированным для горожан. Эти люди сверху занимаются какими-то непонятными делами – бьются друг с другом на разных уровнях за те же деньги для ремонта дорог. При этом ситуация с дорогами так и остается непонятной, потому что их переделывают каждый год.
– Тут вы правы. Был бы еще толк из-за этих споров! Спорят который год, а ситуация одна и та же – дороги убитые…
– К сожалению, так и есть… В прошлом году мы, велосипедисты, недовольные всей этой ситуацией с дорогами, объединились с автомобилистами и мотоциклистами и начали этими проблемами заниматься вместе. Надо сказать, что дело сдвинулось с места, потому как масса негодующих оказалась достаточно внушительной, а это значит, что мы обладаем большими возможностями, чем можем думать. Правда, не могу пока похвастаться тем, что все идет так, как нам хочется.
– Иногда кажется, что власть имущие не видят города, которым управляют, не знают его…
– Они его видят, но только из окна дорогого автомобиля, и, как правило, они даже за рулем этих автомобилей не сидят. А та дорога, по которой они двигаются, из какого-нибудь частного сектора до здания городской администрации – наверное, еще ничего. В этом промежутке полотно, скорее всего, достойного качества. Но знаете, все-таки есть небольшой плюс от наших мероприятий – в определенный момент нас начали посещать сотрудники той же администрации города, люди из правительства области. Они тоже начали кататься на велосипедах. Эта мода их захлестнула! Благодаря чему нам уже легче общаться с руководителями региона и города.
Центр города – людям!
– Что касается создания велодорожек, то наши власти любят упирать на то, что для них в Екатеринбурге нет места. Но давайте посмотрим на опыт других стран – в той же Европе города намного старше, улицы уже, но у них устроено все.
– Яркий пример к вашему вопросу – это Франция и Германия. Что касается Франции, то там вообще все дороги в центральной части городов поделены на две части: одна – это общественный транспорт и велодвижение, другая же – для автомобилей. Причем последняя достаточно узкая. Исходя из этих обстоятельств, люди начинают покупать себе маленькие автомобили, больше пользуются общественным транспортом. Никто там от этого не умер, а самое главное – благодаря этой системе там нет таких огромных пробок, в которых у нас часами стоят россияне. То есть в этом случае постепенно начинает решаться другая городская проблема – засилье автомобилей.
– И это здорово! Думаю многие горожане, в том числе и те, кто регулярно использует велосипед в качестве транспорта, ждут этого момента.
– К слову, велосипеды в свою очередь, еще и полезны для здоровья! Какой вообще смысл ехать утром по пробкам, дышать выхлопами, когда можно прыгнуть на велосипед и доехать до работы абсолютно ничего на это не потратив, приобретая только положительные эмоции. Это очень настраивает на рабочий лад. Я знаю, что многие офисные работники сторонники именно велодвижения, и это нормально, потому что человек сидит за компьютером целый день! А это хоть какая-то нагрузка, и она значительно лучше, чем снова сидеть, но уже в автомобиле.
– Как думаете, может нам нужно двигаться к той модели городского пространства, когда центр города полностью отдается людям? Отдается под парки, зоны отдыха, детские площадки?
– Конечно! Нам нужно брать и полностью закрывать часть центральных улиц от автомобилистов, делать их полностью велопешеходными – для людей. Именно в этом направлении мы должны двигаться, больше думать о горожанах, создавая для них комфортную среду. Семимиллионный город Гонконг можно обойти по второму уровню практически весь. Он убран зеленью, сделаны красивые дорожки для пешеходов и велосипедистов. Я беру этот город как образец. В этом направлении движется цивилизация! Другой вопрос, в том, что мы живем в России и до такого уровня нам очень далеко…
Учите ПДД
– Если вновь вернуться к закону о том, что велосипедист больше не может двигаться по тротуару… Не раз слышала от велосипедистов, что по обочине ехать просто страшно, страшно попасть под колеса авто. Оправданны эти опасения?
– К сожалению, такая вероятность имеет место быть… Автомобилисты еще не привыкли к постоянно двигающимся по обочине велосипедистам. Что хочу отметить, любая лужа после дождя вынуждает велосипедиста выезжать на проезжую часть и двигаться между машинами. Это достаточно опасно. Какой может быть выход, если вы предпочитаете проезжую часть? Обязательно должен быть шлем, обязательны средства защиты и опознавательные знаки. Я часто вижу людей, которые используют зеркала заднего вида, и это правильно! Такое зеркало здорово выручает при маневрах, помогает избежать столкновений с автомобилями. И, конечно, велосипедисты должны знать ПДД. Только в этом случае можно минимизировать риски и не попасть в аварию.
– Мне кажется, есть и другая проблема – некоторые автомобилисты специально подрезают велосипедистов, сигналят им в спину и всячески пытаются выдавить с обочины…
– Знаете, в последнее время эта ситуация все-таки поменялась. Среди велосипедистов очень много спортсменов. Эти люди могут за себя постоять, и окружающие увидели это. Я не думаю, что теперь стоит опасаться какого-то наглого поведения автомобилистов. В большей степени автомобилисты благосклонно и лояльно относятся к велосипедистам. Конечно, как и в любом движении, тут могут быть «ортодоксы», которые ненавидят все остальные виды транспорта, кроме своего. Но такое присутствует и среди велосипедистов. Например, меня некоторые велосипедисты ругают за то, что я еще и на автомобиле езжу. Мол, раз ты занимаешься «Вело-Городом», то и ездить должен только на велосипеде. Это настоящие фанаты. С одной стороны, это хорошо, но с другой – наша жизнь ведь не ограничена одним вариантом. Если велосипедисты сами не провоцируют опасные ситуации на дороге, демонстрируют знания правил дорожного движения и уважение к остальным участникам движения, то никто их зажимать не будет. Часто это просто мифы и надуманные страхи.