Примерное время чтения: 8 минут
406

В Екатеринбург вернулся Фестиваль фортепианных дуэтов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. «АиФ-Урал» 27/05/2015

В эти дни Екатеринбург примет гостей из Японии и Китая, а также встретит известных российских музыкантов. В программе проекта: классические дуэты и переложения симфонических произведений, монументальные замыслы и чистейшее озорство вроде «Полета шмеля» в восемь рук, а также импровизации на тему популярной русской песни. О том, что ждет публику на фестивале, рассказали директор Свердловской филармонии Александр Колотурский и художественный руководитель творческих проектов Александр Газелериди.

Чудесное возрождение

Ольга Маслова, «АиФ-Урал»: Как так вышло, что столь уникальный проект – Фестиваль фортепианных дуэтов – не проводился в Екатеринбурге почти 15 лет?

Александр Колотурский: Фестиваль фортепианных дуэтов, когда мы начинали его в 1989 году, был уникальным, первым и единственным в своем роде. Музыканты ни на каких других творческих площадках не могли себя выразить в этом жанре. Я никогда не забуду наш второй фортепианный фестиваль! Он проходил десять дней подряд, десять вечеров – полные аншлаги и музыканты были в восторге, и зрители. И так мы делали фестиваль раз в два года. Это была действительно творческая вершина для исполнителей, когда они могли себя выразить, показать свое искусство. Естественно, бюджет этих фестивалей был маленький, но отношение музыкантов, отношение публики все же позволяло их проводить. Последний, шестой фестиваль состоялся в 2000 году. Это было уже другое время… И финансовые реалии изменились, и творчески было уже сложно найти изюминки – нужно было приглашать других музыкантов с другими бюджетами. Кроме того, у филармонии всегда было много проектов, других направлений, тоже нуждающихся в развитии. Поэтому фестиваль прекратил свое существования на неопределенное время.

– В связи с новым стартом фестиваля, публику будет ждать какая-то особенная программа? Что в нее войдет?

Александр Газелериди: Немного вспомним историю: самые первые фестивали назывались еще Всесоюзными. Всегда была задана определенная тема. К примеру, на втором фестивале мы взяли тему Евразии, которая сейчас так популярна в деятельности нашей филармонии. А тогда было три блока: Европа была представлена фортепианными дуэтами, Урал, как граница Европы и Азии, был мощно представлен консерваторией, различными музыкальными школами и третий блок – представители Азии. Программа включала в себя не просто музыку для фортепианных дуэтов, хотя там были всевозможные комбинации, начиная от одного рояля в четыре руки, заканчивая четырьмя роялями, но самое главное мы старались создать фестивальную атмосферу в духе популярности: демократические программы, новые формы проведения концерта. Скажем, в 1991 году, когда исполнялся «Карнавал животных», четырнадцать номером исполняли разные дуэты, сменяя друг друга и обыгрывая как-то свои выступления. К примеру, музыканты из Израиля, когда играли пьесу «Аквариум», вышли на сцену с удочками для ловли рыбы. И так делали все артисты. Это было совершенно необычным для того времени – популяризация музыки через такую общедоступную форму.

Сейчас прошло уже почти 15 лет после последнего фестиваля. Сегодня многое изменилось. Если раньше фестивали строились по принципу «звездных пар»: Елена Сорокина и Александр Бахчиев, например, в наши дни таких постоянно действующих дуэтов практически нет, поэтому мы придумали совершенно необычную форму. Во-первых, традиционно количество участников фестивалей фортепианных дуэтов – это всегда четное число. У нас же участвует девять человек. Это и есть «фишка» нашего фестиваля, который можно условно назвать «трансформер-фестиваль», то есть участники постоянно меняются: собрались вместе девять талантливых пианистов и «изобретают» новые дуэты. Где-то они объединяются и играют в восемь рук, где-то чередуются, вплоть до того, что в заключительном фестивальном концерте, исполняя лирическую сюиту Цфасмана, где дуэты будут меняться в каждой из четырех частей. Постоянно происходит какое-действие, сменяются лица – это непременно должно заинтересовать публику.

Сюрпризом для слушателей станет фестивальная программа: будут исполнены специально созданные талантливым пианистом Вячеславом Грязновым транскрипции известных симфонических произведений, сделанные для двух роялей. Вячеслав очень много предлагает сочинений, причем известных произведений, которые мы знаем в симфоническом звучании. Это колоссальная композиторская работа и это очень любопытно, потому что у рояля количество клавиш соответствует возможностям оркестра от самого высокого звука, до самого низкого, но тембр звучания совершенно иной. Это расширяет возможности понимания музыки. Кроме того, будет концерт с участием Симфонического хора, с участием Уральского молодежного симфонического оркестра, с большой группой ударных инструментов.

Российский фортепианный дуэт, солисты Свердловской филармонии Елена Эндеберя и Владислав Чепинога. Фото: www.sgaf.ru

Звезды фестиваля

– Что послужило толчком к возрождению проекта?

А. К.: В преддверии юбилейного сезона - а в 2016 году Свердловская филармония отпразднует 80-летие - мы решили возобновить, возродить наши лучшие, но в силу разных обстоятельств забытые проекты. Таким является Фестиваль фортепианных дуэтов. И, как говорится, звезды сошлись! Подобралась команда единомышленников, появился интерес к самому жанру дуэтов.

– Сложно ли было договориться на участие иностранных музыкантов? И кто конкретно из заграничных исполнителей к нам пожалует?

А. Г.: Участники фестиваля – это молодые пианисты, которые настолько увлечены дуэтным музицированием, что их можно назвать настоящими энтузиастами и пропагандистами жанра. Вообще переговоры шли достаточно долго, но это было совсем не сложно благодаря сотрудничеству с Вячеславом Грязновым, артистическим лидером фестиваля. Он сразу предложил «конструкцию» фестиваля, и нам изначально было от чего «танцевать». Музыка Востока всегда была интересна и европейским, и российским композиторам, которые часто обращались к этой теме. И русская публика всегда ее воспринимала с большим любопытством. И наш фестиваль украсили две замечательные пианистки: китаянка У Сяоси и японка Шино Хидака.

Кстати, они обе учились в России, прекрасно владеют русским языком, но, конечно, по темпераменту и манере исполнения – они представители азиатской культуры. Это всегда придает особые краски, потому что национальность влияет на исполнительские особенности музыканта. Трудно объяснить словами, но это действует на публику.

– Что даст Екатеринбургу этот проект? Может, выход на некий новый уровень в сфере культуры?

А. К.: Как любой творческий проект, фестиваль имеет свою отдачу. Ее нельзя поставить на весы, измерить в точных цифрах, но учитывая, что проект длится четыре дня, концерты посетит более 2 тысяч слушателей, которые будут иметь возможность общения с прекрасным, познакомятся с этим очень и очень редким жанром (в нашем сезоне крайне редко он встречается, можно по пальцам пересчитать) – конечно, это дает духовный импульс для всего города.

Пианистка Сяоси У. Фото: www.sgaf.ru

«Молодой публике понравится!»

– Планируются ли еще какие-то дополнительные мероприятия в рамках этого большого события?

А. Г.: Безусловно, атмосферу фестиваля нужно создавать. Мы покажем нашей публике в дни фестиваля в главном фойе анимационные фильмы, сделанные на тему «классический фортепианный дуэт». Я думаю, это будет очень любопытно, потому что все это сделано весьма остроумно и свежо. В малом фойе 27 мая мы проведем неофициальное открытие фестиваля – до начала первого концерта вокруг белоснежного рояля развернётся шуточное и даже немного хулиганское действо. Такой своеобразный флешмоб нам помогают делать совсем юные пианисты – учащиеся музыкальной школы. В дни фестиваля публику ждут творческие встречи с пианистами, автограф-сессии, розыгрыши и многое другое. Будет интересно!

– Какую публику вы ждете на концерты Фестиваля фортепианных дуэтов?

А. К.: Во-первых, мы ждем публику, которая была на прошлых фестивалях, чтобы они могли немного сравнить: все же новое поколение, новые исполнители. Может быть, репертуар их будет где-то пересекаться – это естественно, не так уж много хороших пьес для дуэтов. Во-вторых, мы ждем совершенно новую публику, которой фестиваль первый раз даст возможность соприкоснуться с этим прекрасным жанром, а ведь он просто великолепен. Представьте: восемь рук, а то и шестнадцать, если четыре рояля заиграет – это уже фактически оркестр! Красиво и ярко! Молодой публике понравится, и нам бы хотелось чаще видеть ее в нашем концертном зале.

Участники второго Фестиваля фортепианных дуэтов. Фото: www.sgaf.ru
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах