«Чем глубже ты познаешь мрачную сторону жизни, тем больше любишь и ценишь светлую», - говорит координатор Уральского Мемориала Анна ПАСТУХОВА.
Эмоциональный образ
Рада БОЖЕНКО, «АиФ-Урал»: «Не так давно известный историк Алексей Мосин в одной из социальных сетей задался вопросом, с какого возраста можно рассказывать детям о государственном терроре и политических репрессиях в нашей стране? А вы как считаете?»
Анна ПАСТУХОВА: «Думаю, что Алексей Геннадьевич со своими внуками на эту тему с их младенчества беседует. А я как педагог в прошлой жизни, понимаю, что любую информацию нужно преподносить ребенку в форме, доступной для его возраста. Понимаете, говорить нужно не столько о репрессиях, а о жизненных ценностях, закладывать их сызмальства. И когда подросток столкнется с фактами – как у людей отнимали жизнь, как растаптывали их достоинство – он будет воспринимать их, как драму. Если же ценности в человека не заложены, он и не будет воспринимать эту страницу истории, как трагедию: «Ну, подумаешь, к стенке поставили». Почувствовать и прочувствовать трагедию, которая произошла не с тобой, а с другим человеком – колоссальный труд. И к нему ребенка нужно подводить. Я вожу экскурсии школьников на 12-й километр Московского тракта (мемориал жертвам политических репрессий – Прим. ред.), но там очень сложно прочувствовать людскую боль, потому что нет ни информационного наполнения, ни какого-то эмоционального образа».
- Я не рада, что их поставят именно там. Они должны быть в самом Екатеринбурге. Наш город известен тремя общемировыми фактами: здесь расстреляли царя, здесь был Борис Ельцин, и здесь родился Эрнст Неизвестный. Так должно же быть в центре города хотя бы одно произведение великого скульптора! Слава богу, есть музей Неизвестного, но ведь это «мелкая пластика», тогда как художник – монументалист.
Думаю, что установку монумента в центре города по-прежнему не допустили «искусствоведы в штатском». Недаром же и к мемориалу на 12-й километр до сих пор не идет никакой общедоступный транспорт. Вы знаете, что такое совесть? Это память общества, усвояемая отдельным лицом. И если мы не сделаем так, чтобы каждый юный житель нашего города хотя бы раз съездил на Мемориал памяти жертв политических репрессий, не сделаем ничего для того, чтобы школьники и студенты не пожимали плечами: «12-й километр? А что там такое?» - мы бессовестные.
Мне вообще иногда кажется, что мы живем в каком-то имитационном обществе. То у нас имитационные выборы, то имитационная демократия… И память у нас тоже имитационная.
Ужаснуться, чтобы очиститься
- Но есть же люди, способные вывести общество из состояния беспамятства?
Не так давно я участвовала в разговоре о культуре памяти. Культура культурой, но должна быть и инфраструктура. На чем память сохранять? Она не должна быть облачной структурой, с ней нужно каким-то образом соприкоснуться. Речь нужно вести о культуре прикосновения к памяти. Вот, например, в городе Пирна в Германии была психбольница, в которой нацисты впервые против душевнобольных людей применили эвтаназию – это только так называлось, на самом деле это было массовое убийство в газовых камерах. И каждую весну в День памяти школьники Дрездена выходят и на плитках мостовой от этой больницы до центра города акриловыми красками ставят крестики. И ни один концлагерь в Германии не разрушен – там созданы музеи. Чем глубже ты познаешь мрачную сторону жизни, тем больше любишь и ценишь светлую.
- О мрачных сторонах сегодня говорится только лишь «по поводу».
-Видимо, у нас сегодня кому-то память тревожна, иначе, почему ее участок, связанный с политическими репрессиями, усердно зачищается? В Книге памяти жертв политических репрессий Свердловской области приведены слова Эдуарда Росселя: «…И на этом мрачном фоне политические репрессии, развязанные сталинским режимом в бывшем Советском Союзе, потрясают своей бессмысленностью и безумной жестокостью. Во всей мировой истории нет примеров столь масштабного и методичного террора, развязанного властью против собственного народа». Под каждым словом подпишусь! Но ведь сегодня редко, кто из власти говорит такие слова. Сглаживаются акценты.
Уверена, память – это проблема возрождения не индивидуальной совести, а совести всей страны. В фильме Тенгиза Абуладзе «Покаяние» ведь очень точно показано – преступления совершают (или остаются к ним равнодушными) отцы и деды, а «расхлебывают» следующие поколения – либо происходят личные трагедии, либо они продолжают раскручивать этот молох.