Примерное время чтения: 9 минут
917

Простой расчет. Молодой креативный учитель вывел формулу взаимности

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. «АиФ-Урал» 19/02/2020
Герман Залетин знает, что сказать своим ученикам.
Герман Залетин знает, что сказать своим ученикам. Из личного архива

«Понятно, что не все будут великими математиками, но достичь хорошего уровня изучения математики, достаточного для обучения в вузе, могут, мне кажется, все. Это вопрос желания и готовности тратить на изуче­ние предмета время и силы», – считает учитель математики гимназии №47 Екатеринбурга Герман Залетин.

Как понимать детей с полуслова

– Герман Эдуардович, вы молодёжный сленг понимаете? Все эти их «рофлить», «лол»…

– Замечу, это уже не совсем молодёжный сленг. А вообще что-то да, я понимаю, что-то приходится узнавать специально, чтобы понять, что происходит, а что-то уже не понимаю – определённый разрыв в наших поколениях уже чувствуется. Но в школьной среде общение на таком языке не поощряется, поскольку в нашем коллективе есть определённые правила, нормы, в том числе нормы русского языка.

– Трудно с современными детьми найти общий язык?

– Однозначно тут не ответить, поскольку важны сразу несколько факторов. Прежде всего, каждый ребёнок – это личность, причём личность непростая. И если мы говорим о маленьких детях (пятый-шестой класс), то с ними контакт найти проще. Если ты их взращиваешь с малых лет, то и отношения складываются лучше. Например, я сейчас классный руководитель 11-го класса, у которого веду предмет с седьмого класса, понятно, что мы с ними говорим на одном языке, они понимают меня с полуслова, с полувзгляда. И это взаимно.

А с теми, которых я взял, скажем, с восьмого класса, – тяжелее. Во-первых, уже проявляются особенности возраста, во-вторых, новый учитель – это новые требования, и ребятам непросто к ним приспособиться.

– Они вас проверяют, как это умеют делать подростки?

– Со мной такого не было, видимо, сыграла свою роль репутация. Знаете, как говорят: «Сначала ты работаешь на зачётку, потом зачётка работает на тебя». С самого начала я в гимназии работал со старшими классами, и все, кто ко мне приходит, уже знают – в этом кабинете особая атмосфера, здесь преподаёт Герман Эдуардович, которого «проверять» нельзя. Также свою роль играет специфика предмета, ребята ведь знают, что он обязательный, серьёзный, сложный.

Зачем нужна математика

– Порой старшеклассники ворчат: «Математика – это вынос мозга. Зачем она нам?»

– Начнём с того, что математика – это по сути единственный предмет, который вырабатывает строгое логическое мышление. Почему некоторым детям легче даются естественно-научные дисциплины? Если ты, условно говоря, изучая на биологии животных, не выучил тему по какому-то из видов, это никак не скажется на дальнейшем освоении материала. В математике же что-то упущенное будет нарастать как снежный ком: не будешь знать формулы сокращённого умножения – не сможешь раскладывать на множители, не сможешь раскладывать на множители – не сможешь решать уравнения, ну и так далее. Математика всегда держит в тонусе, учит системности.

Несколько секунд – и результат теста у учителя в телефоне.
Несколько секунд – и результат теста у учителя в телефоне. Фото: Из личного архива

Кроме того, математика часто лежит в основе профессионального обучения, поэтому в нашей гимназии начиная с восьмого класса она преподаётся на профильном (углублённом) уровне. Мы часто об этом говорим со старшеклассниками. Например, вы хотите связать свою жизнь с медициной, пожалуйста – наши учёные в институте математики и механики УрО РАН, в Уральском федеральном университете занимаются моделированием сердца. То есть составлением математической модели, которая, если по-простому, позволит прогнозировать проблемы сердца. Если ты не знаешь математики, ты не сможешь с этой моделью работать, соответственно, будущее медицины будет от тебя ускользать.

Сегодня мы должны думать уже не о завтрашнем, а о послезавтрашнем дне. Применение математики в профильном обучении безгранично. И потребность в её изучении со временем будет только возрастать. Понятно, что не все будут великими математиками, но достичь хорошего уровня изучения математики, достаточного для обучения в вузе, могут, мне кажется, все. Это вопрос желания и готовности тратить на изуче­ние предмета время и силы.

Если не сдал ЕГЭ

– Уже нагнетается атмосфера тревожности в преддверии ЕГЭ. Как вы поддерживаете ребят?

– Поскольку в этом году выпускается мой класс, где я классный руководитель, эта тема для меня актуальна. Я среди детей и родителей пропагандирую простую вещь: ЕГЭ – это всего лишь одно из жизненных испытаний, которое вам предстоит пройти. Не надо делать на нём жёсткий акцент, не всё в этом мире сводится к баллам, полученным на ЕГЭ. Да, есть ребята, которые переживают: «А что, если мне не хватит баллов и я не смогу поступить в вуз?» Мы с ребёнком и с родителями (у нас есть такой формат «Развивающая беседа») начинаем обсуждать… Хорошо, допустим, некоторый человек N не набирает баллы на бюджет. И что? Он ведь не остаётся у разбитого корыта. Что он может сделать? Ребёнок начинает рассуждать: он может пойти работать, даже в сфере своих интересов. И понять, а то ли это, что я действительно хочу. Он может параллельно с работой готовиться к тем экзаменам, которые ему действительно необходимы, проанализировать не совсем удачный опыт, понять, что он сделал неправильно и что нужно сделать, чтобы не повторить ошибки. Иными словами, он может поработать над своими зонами роста и потом успешно поступить туда, куда хотел.

– Иными словами, вы обсуждаете «план В»?

– И план С, и план D. Таких планов может быть бесконечно много. И когда ребёнок это понимает, уровень тревожности у него снижается. В нашей гимназии принято доброжелательное отношение к ребёнку без лишних нагнетаний страстей. Конечно, ребята нервничают, но мы – педагоги – стараемся сгладить ситуацию, понизить уровень тревожности. И родителям мы рекомендуем не ставить цели – «ты должен поступить туда-то», они должны поддержать ребёнка, сказать ему, что в любом случае он может рассчитывать на поддержку и что любой результат (пусть даже не очень высокий) можно перевести в позитивное русло.

Секрет – в удовольствии

– Герман Эдуардович, мне вас рекомендовали как креативного педагога. В чём ваша креативность?

– Сложно рассказывать про себя в этом ключе… Но подозреваю, речь идёт о том, что помимо традиционной системы уроков в старшей школе и лекционно-практических семинаров в профильных классах есть иные технологии и приёмы работы, которые мы с ребятами практикуем. Например, это применение IT-технологий. У нас есть замечательная тестовая система. Как она работала раньше? Есть тест, ребёнок его пишет, а учитель потом долго и муторно проверяет. А сегодня у ребят есть карточки, я беру телефон, и у меня за несколько секунд есть все ответы. Это более оптимальная форма организации процесса.

Кроме того, мы работаем группами – это так называемые сингапурские практики, когда между ребятами распределяются определённые роли и каждый выполняет свою задачу. Не так давно мы с малышами, например, выполняли проект по теме «Масштаб» – они разрабатывали макет определённой достопримечательности, а потом защищали свой проект. Это прекрасная возможность получить навыки взаимодействия, навыки работы в команде.

– Когда молодой человек идёт работать в школу, это вызывает уважение и удивление. Как вы пришли в педагогику?

– Мне всегда это было интересно, и я знал, что уж начну я точно с преподавания в школе. Помню, когда я учился в восьмом классе, у нас заболела учительница математики, и я на полном серьёзе в течение недели вёл со второй смены геометрию в седьмых классах. И мне это так понравилось! Это были именно уроки, и что самое интересное, ребята сидели и слушали меня. А потом, когда учительница вышла и провела проверочную работу, выяснилось, что все усвоили тему. Тогда она мне сказала, что стоит присмотреться к сфере образования. Я решил стать учителем – это было первично, а потом уже пришёл предмет. С тех пор я ни разу не пожалел о своём выборе, работа приносит мне удовольствие.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах