Если следить за официальными сообщениями о ходе подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников, то создаётся ощущение, что в Свердловской области «тишь, гладь, Божья благодать». Вот девятиклассники успешно прошли собеседование, которое является допуском к ОГЭ, вот будущие выпускники 11-х классов не менее успешно отрепетировали ЕГЭ, а вот уральские семьи с воодушевлением приняли участие во всероссийской акции «День сдачи ЕГЭ родителями». Однако читатели «АиФ-Урал» обращаются в редакцию с просьбой защитить их детей от панических настроений, которые нагнетаются в некоторых образовательных учреждениях в преддверии экзаменов.
По словам Ольги Михайловны, с января дополнительные занятия по русскому языку в школе, где учится Наташа, были посвящены исключительно подготовке к собеседованию, при этом детям (как, впрочем, и родителям на многочисленных собраниях) регулярно напоминали, что они двух слов связать не могут, и при этом подчёркивали: «Ничего, если не наберёте минимальный балл, будет возможность пересдать». «Понимаете, – говорит Ольга Михайловна, – детей заранее ориентировали на неуспех».
О нагнетании страстей рассказывают и родители выпускников 11-го класса. «Мало того, что любой промах на уроках комментируется: «Ну и как ты намерен сдавать ЕГЭ?», так ещё и на всевозможных тренировках детей тычут, как щенков в наделанную лужу, в любую ошибку, – говорит Маргарита Боровик из Екатеринбурга. – Помню, сын пришёл и рассказывает, что недостаточно чётко прописал букву в репетиционном бланке ЕГЭ, педагог подошёл и отчеканил: «Всё, считай, работа не принята, и путь в вуз тебе закрыт». Это нормально вообще? Я понимаю, что педагоги волнуются за показатели, но мне кажется, в первую очередь они должны волноваться за детей».
Вместе с тем родители рассказывают, что директора большинства школ ещё в начале года разослали в родительские чаты обращения с просьбой поддержать детей и не создавать атмосферу тревожности в преддверии экзаменов. На деле же эта атмосфера создаётся как раз в школах. По этому поводу отец одного из уральских выпускников заметил в социальной сети: «Ситуацию можно охарактеризовать так: «Без паники, мы на «Титанике!»
Идеология успешности против истинных ценностей
Август Белкин, заслуженный деятель науки России, доктор педагогических наук:
– Внутренние политические разногласия в обществе не могли обойти стороной и школу. В итоге она утратила главную миссию – образование и воспитание.
Раньше образование, что бы сегодня ни говорили скептики, выполняло благородную, ценностноориентированную миссию – формирования у ребёнка готовности служения: Отечеству, семье, призванию. Сегодня идеология нацелена на прививание навыков успешности, господствует идея создания комфортного бытия. Детям внушается ценность высокого социального статуса, умения обеспечить себе безбедное существование не только сегодня, но и, желательно, завтра. В итоге для них обесценено понятие Родины, поскольку родина в представлении многих современных подростков (да и взрослых, что греха таить) – это там, где больше платят.
Но самое прискорбное, что сегодня детей ориентируют на иезуитскую мораль – цель оправдывает средства. И этот ориентир эхом отдаётся самой же школе, мы видим, что учитель сегодня уже не является непререкаемым авторитетом. А педагоги, в свою очередь, берут на вооружение метод кнута, их не волнует, что чувствует ребёнок, как он мыслит, их не интересует личность. Они озабочены тем, чтобы как можно больше компетенций были освоены учеником. Поэтому не удивительно, что в образовательных учреждениях царит атмосфера враждебности, нацеленности на результат, который видится исключительно в баллах, полученных на ЕГЭ.
Конечно, я говорю не о всех школах, хочется верить, что есть такие, где сохранены истинные ценностные ориентиры. Но, к сожалению, формируется иная тенденция, и она не внушает оптимизма. Социальное напряжение чувствуется во всём обществе, и школе очень трудно быть вне этого состояния, выше него.
У тебя всё получится!
Выпускники 2020 года как, может быть, никогда нуждаются в поддержке. Об этом мы говорим с главным детским психиатром Свердловской области, кандидатом медицинских наук Анной Малаховой.
Рада Боженко, FАиФ-Урал»: Анна Владимировна, каковы последствия нервозности, которая складывается вокруг экзаменов?
Анна Малахова: С моей, как врача-психиатра, точки зрения, действия педагогов по нагнетанию атмосферы вокруг экзаменов разрушительно действуют на психологическое благополучие детей и подростков. Уже в течение нескольких лет мы получаем весной достаточно большой объём обращений от подростков с различными жалобами – от тревожности, которой сопутствует, например, нарушение сна, до серьёзных депрессивных состояний.
Кроме того, у детей в феврале-марте нередко наблюдается специфическая реакция – они перестают учиться. Сами подростки рассказывают, что в школах им говорят: «Вы ничего не добьётесь, вы пойдёте работать поломойками» и так далее. Дети, с которыми я работала, говорят, что их способности настолько занижаются, их настолько программируют на неудачный результат, что даже дети с хорошей успеваемостью отказываются учиться, они не понимают, ради чего это нужно делать. Понятно, что такая ситуация складывается не во всех школах, но это, увы, не редкость.
– Как правильно мотивировать ребёнка?
– На самом деле мотивация у ребёнка начинает формироваться класса с восьмого. И подросткам, на мой взгляд, нужно помогать формировать уверенность в себе. Говорить им о том, что они всё смогут, что они талантливы, что экзамен – это всего лишь один из этапов личностного развития, а ни в коем случае не конец карьеры, не «главное испытание, от которого зависит вся дальнейшая жизнь», не конец света.
Состояние детей, которые к нам обращаются, чаще всего не требует медикаментозного лечения, они нуждаются в поддержке со стороны. И речь сейчас в первую очередь о школе, потому что большинство родителей всё же видят, что ребёнок в напряжении, и стараются не усугублять его. А в школе… У меня есть девчонки, с которыми я работала как врач и которые в итоге успешно сдали экзамены за девятый класс, но в этом году, в 10-м классе, они вновь столкнулись с нагнетанием тревожности, уже по поводу ЕГЭ, который им предстоит сдавать только в конце следующего учебного года. Это однозначно неправильная позиция педагогов в отношении мотивации. Мотивировать подростков на учёбу кнутом невозможно.
Пользуясь случаем, я бы хотела обратиться к родителям. Если вы заметили, что ребёнок не справляется с эмоциями, не стесняйтесь обращаться к психологу. Не затягивайте ситуацию до того, что состояние ребёнка будет влиять на качество жизни, и до необходимости применения медикаментозной терапии.