Примерное время чтения: 7 минут
385

Уральский астроном-любитель знает, как приобщить детей к науке

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. «АиФ-Урал» 16/11/2016
из личного архива Дениса Порубова / «АиФ-Урал»

Пролёт каменюки

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Денис, вы выходите с телескопом на улицы города и предоставляете людям уникальную возможность наблюдать за небесными телами, ведёте страницу в соцсети «Астрономия для детей и родителей», проводите в школах презентации. Причём «безвозмездно, то есть даром», что для сегодняшнего времени не характерно. Зачем вам это?

Денис Порубов: На следующий день после падения челябинского метеорита был пролёт небольшого (около ста метров в поперечнике) астероида. Он пролетел довольно близко к Земле. За ним, разумеется, велось наблюдение. И NASA организовало в Интернете прямую трансляцию этого примечательного события, используя два телескопа, один из которых находился на территории США, другой – вне страны. И в момент максимального сближения астероида с Землёй они запустили небольшую программу с участием учёных, которые выдали экспресс-анализ по челябинскому метеориту, рассказали, имеет он отношение к астероиду или нет, поразмышляли на тему «угрожает – не угрожает» и так далее. Такая простенькая познавательная программа. Я сидел, смотрел и думал… Я гражданин России – страны, которая вывела человека в космос, и при этом для того, чтобы наблюдать за пролётом какой-то каменюки, я должен пользоваться импортным каналом. И слушать всё, что говорилось, на английском языке, а не на родном русском. Неправильная ситуация. Поэтому я и решил её исправлять.

Досье
Денис Порубов. Родился в 1974 году в Башкирии. С 1982 года живёт в Екатеринбурге. Учился на философском факультете Уральского государственного университета (ныне УрФУ). Работает в сфере полиграфии. Астроном-любитель. Автор проекта «Астрономия для детей и родителей». Инициатор городского проекта по наблюдательной астрономии.
Начал с того, что материалы NASA переводил на русский язык и выкладывал их. Наблюдательной же астрономией я начал заниматься со своим ребёнком, а потом решил, что можно и другое применение телескопу найти, вот и вышел «в люди». Моё глубокое убеждение: такие проекты должны быть в бесплатном формате. Об этом, по идее, должно позаботиться государство, но, если оно по каким-то причинам эту задачу не выполняет, значит, кто-то должен взять это дело на себя.

Честный виток

– Ради популяризации науки?

– Если говорить о пропаганде астрономии, то мне, допустим, обидно, что у нас нет амбициозных научных проектов, связанных с космосом. По крайней мере, так хорошо разрекламированных, как «Хаббл», например.

– Почему? Ведь в советское время…

– Что было в советское время? Да, шла космическая гонка. Первый спутник мы «взяли». Что касается первого человека в космосе – победили с разгромным счётом, потому что первый американский астронавт Шепард, полетевший следом за Гагариным, не делал оборота вокруг Земли, тогда как Гагарин сделал честный виток. Затем государства включились в лунную гонку, которую в итоге выиграли американцы. И на этом месте Советский Союз как будто бы утратил интерес к вложению средств в исследование космоса.

Кстати
Денис Порубов готов поделиться презентациями, подготовленными в рамках проекта «Астрономия для детей и родителей», со всеми желающими. В первую очередь с педагогами общеобразовательных учреждений, родителями школьников.
А когда рухнула идеология, у многих людей произошла переоценка: «А важен ли полёт Гагарина? Может, это советская фигня?». Важен! Это действительно достижение. Причём не достижение Советского Союза, точно так же, как «Хаббл» не достижение Европейского космического агентства. Это достижение, достояние человечества. Для того чтобы появились амбициозные проекты, помимо финансирования, научной и производственной базы нужно, чтобы люди ощущали сопричастность к человечеству. Может быть, популяризация науки как раз и поможет двигаться в этом направлении? И потом знания самоценны, я этим руководствуюсь в своих проектах. Скажем, знания о Марсе ценны тем, что у нас появились потому, что это интересно, а не потому, что мы найдём им практическое применение. Интересен сам процесс изучения наук. И только если есть интерес, процесс становится плодотворным.

– О каком интересе можно говорить, если в своё время астрономия была удалена из школьной программы?

– Новый министр образования РФ Ольга Васильева пообещала вернуть астрономию в школу. Ей вообще свойственен посыл «мы сделаем как было раньше». Но, как известно, фарш невозможно провернуть назад, и мясо из котлет не восстановишь. Поэтому надеюсь, у неё ничего не получится. Всё, поезд ушёл.

Камера хранения?

– В таком случае какой формат изучения астрономии актуален?

– А вот давайте думать! Давайте искать. Как-то на одном из православных ресурсов интересно высказался православный педагог. Он заметил, что мы всё ещё наших детей учим в школах так, как будто бы нет Интернета, социальных сетей, Википедии и так далее. Мир изменился. А другой мир – другая школа. Это говорит священник, хотя, казалось бы, кто может быть консервативней?

В силу того, что я занимаюсь с детьми из младших классов, задумываюсь, как бы я хотел видеть астрономию в школе. Я бы хотел видеть её в составе некоего общего научного курса, объединившего физику, химию, математику, астрономию. Науки не должны преподаваться по отдельности, потому что они взаимосвязаны. И сегодня эта взаимосвязь особенно очевидна.

Возможно, есть другие варианты изучения. Просто эти вопросы нужно обсуждать.

– В педагогическом сообществе?

– Почему? Не только в педагогическом. Мы все имеем право принять участие в обсуждении, в силу того что на определённом этапе жизни являемся родителями. По-хорошему родители должны принимать участие в школьной жизни ребёнка – это же значительная часть его жизни вообще.

Почему у нас нередко в образовании происходит какой-то бред? Потому что родители сегодня смотрят на школу как на склад, как на камеру хранения. Сдали туда ребёнка – забрали. И так он там «хранится» пять-шесть дней в неделю. В чём на самом деле смысл пребывания ребёнка в школе? На этот вопрос должны в первую очередь ответить родители, а они не хотят над этим думать. Вот в чём главная проблема. А не в том, есть астрономия в школе или нет. В конце концов, уже несколько поколений выросло без астрономии в школе, и что? Они стали от этого хуже? Наверное, нет.

По большому счёту сегодня надо говорить о том, как сделать школу интересной, актуальной. Если учитель не верит в то, что преподаёт, если он не видит в этом смысла, если ребёнок не видит смысла, если родители не видят иного смысла в школе, кроме как занять ребёнка, о чём тогда речь? Тогда вообще без разницы, какая программа. В школу в первую очередь сегодня нужно привнести смысл. С этого нужно начинать. А потом уже всё само по себе встанет на свои места, будет понятно, как преподавать предмет.

– Денис, а в чём смысл наблюдательной астрономии? Почему, как только вы выходите с телескопом на улицу, к нему выстраивается очередь?

– Есть единственный аргумент в пользу того, чтобы чем-то заниматься, – это интерес. Так вот, наблюдательная астрономия – это интересно. Как-то мы отмечали День астрономии. Одна девушка увидела в телескоп Сатурн, который всегда производит очень большое впечатление, гораздо большее, чем, например, Юпитер, Марс или даже Луна. И после этого она сказала: «Мир никогда не будет прежним».

У меня нет задачи «сподвигнуть». Если ребёнку или взрослому интересно здесь и сейчас, почему бы нет? Мне кажется, вполне достойная задача.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах