«Пётр I запретил уничижительные формы имён: Петрушка, Васка, Федка… Только Пётр, Фёдор, Василий, пусть ты даже крепостной крестьянин», - доктор исторических наук Алексей Мосин рассказывает об именах и фамилиях. (Продолжение. Начало в №44 «АиФ-Урал».)
Сел на льготу
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Алексей Геннадьевич, вы сказали, что Уралу повезло – родовые имена (фамилии) появились здесь раньше, чем в других регионах. С чем это связано?
Алексей Мосин: Здесь в массе своей крестьяне были не крепостные. Более того, когда в конце XVI века началось освоение восточных районов – Урала, Сибири, надо было эти районы заселять. Сюда посылали сначала служивых людей, казаки ставили остроги, собирали ясак (мех) - мягкую рухлядь, как её тогда называли. Но кто-то ведь должен был служивых кормить. А землю местное население не пахало, поскольку жили тут охотники, рыболовы – ханты, манси, башкиры, кочевые народы.
Так вот, крестьян стали приглашать сюда переселяться, то есть крестьянин мог уйти из своей общины, если она его отпускает, вместе со своей большой, многодетной семьей. На русском же Севере, где жило не крепостное крестьянство, земли иногда уже не хватало, да и качества она была не очень хорошего. А тут – Средний, Южный Урал, Зауралье – земли хорошие, много угодий.
Но человека надо было ещё чем-то заманить, чтобы он ушёл с насиженного места, был готов осваивать тайгу, расчищать участок, вскапывать, ждать, когда с него будет отдача. И вот таким крестьянам-переселенцам давали льготы на пять-шесть лет – они могли не платить налоги и подати, это так и называлось – «сел на льготу». Ещё иногда и ссуду получали – по три рубля, большие деньги!
Сел крестьянин, освоился, распахал землю, поставил двор, обзавёлся инвентарём, а спустя определённое время сошёл с льготы. После этого он уже должен был всё выплачивать, а земля, которую он пахал, делилась на две части – государева десятинная пашня (ты пашешь на государеву казну), и твоя собинная запашка. Пропорции строго соблюдались. Десять лет прошло, поверяют, ага, своей земли прирезал, стал пахать больше. При этом землю не отбирали, просто, раз можешь пахать на себя, паши больше и на государя. Это справедливо, таким образом земля и осваивалась.
Почему, когда при Петре начали строить заводы, они стали так быстро расти? Потому что была база в виде уральского крестьянства. Крестьяне стали выполнять работы в качестве повинности: валить лес, выжигать уголь, возить его и руду на заводы, изделия же заводов везти к Чусовой, строить коломенки, чтобы по течению сплавлять всё добро в европейскую Россию.
Самое главное, что всё документировалось. А люди приходили с именами-отчествами, иногда с прозвищем, которое наследовалось в качестве фамилии. Скажем, Ивашка Васильев сын Медведь, а Медведя дети – Медведевы. И эти уральские коренные фамилии можно проследить, чему и была посвящена моя работа, вплоть до начала XVII века. А там можно уходить и в XVI век, искать дальше. Вот я некоторых своих предков знаю по именам, которые упоминаются в Писцовой книге Ивана Яхонтова по Перми Великой 1579 года. А это эпоха Ивана Грозного.
Вывод какой? Наша родовая история познаваема! Документов в архивах хранится очень много, в частности по Уралу и Сибири. Сложнее ситуация на Украине и в Белоруссии, сказались постоянные войны, перемещения людей, гибель архивов. Здесь же до начала XIX века основная масса населения жила усидчиво. Миграции были минимальные.
Варианты от Моисея
- Наверное, разнообразием фамилий похвастаться было нельзя?
- На самом деле фамилий огромное количество. Владимир Андреевич Никонов, который профессионально изучал русские фамилии, не мог назвать точную цифру, но у него была картотека на сто тысяч фамилий (потом он её еще пополнял). Он издал список русских фамилий на букву «А», и в этой публикации было 2 300 фамилий. Сейчас эта картотека хранится в Москве, в Институте русского языка имени академика Виноградова. И лежит это сокровище, к сожалению, практически без движения.
Так что никто не может точно сказать, сколько всего русских фамилий. Может, 500 тысяч, а может быть, миллион. И потом, стоит измениться одной букве - и фамилия уже другая. Вот, например, у нас на Урале есть фамилия Дмитриев. Казалось бы, чего проще? Но иногда писали Димитриев, или Дмитрев, или Димитрив. Вот, пожалуйста, четыре варианта простой фамилии.
- Самый простой способ – по родству, от имён. Тут тоже множество вариантов. Например, Мосин от имени Моисей. Но от Моисея есть ещё и Моисеев, и Масеев, и Масягин… Словом, большое количество фамилий. Причём чем распространеннее имя, тем больше вариантов. От имени Иван, скажем, образовывалось до полутора сотен фамилий.
Другой способ образования фамилий – по роду занятий человека (мельник – Мельников). По этнической принадлежности, то есть, когда человек попадает в какую-то инородную среду, его замечают по тому, чем он отличается. Скажем, пришли выходцы с Пинеги. В первой переписи все они записаны: «Ивашка Петров сын пинежанин», «Максимка Васильев сын пинежанин» и так далее. Смотришь следующую перепись, «пинежанин» уже не фиксируется, все они со своими индивидуальными прозвищами, а некоторые - с фамильными прозваниями.
Внешний вид человека, характер, склонность к чему-то тоже могли «дать» фамилию. Дальше - всевозможные гОворные слова. На одной территории слово имеет одно значение, на другой – другое. А ведь за этим стоит жизнь человека, то, почему он получил такое прозвище. Поэтому мы смотрим, где он жил и что это слово могло тогда, в языке XVII века, означать. Это страшно интересно! Как много мы можем узнать, если не будем ленивы и нелюбопытны! Изучая историю предков, мы, по большому счёту, узнаём много о себе.
Ждан и Неустрой
- Имён тоже было много?
- Здесь такого разнообразия не было. В Древней Руси существовала языческая по сути традиция давать домашние имена. Родился первый сын, его назвали Первой, Первуша. Родился второй – Вторыга или Другой (это тоже означало «второй»). Третий – Третьяк (отсюда очень распространенная фамилия Третьяков). При этом были и другие имена – окрестили в храме, дали христианское имя: Иван, Василий, Митрофан и так далее. Иногда писали «Поспелко, он же Ивашка». Или в одном документе человек назван домашним, внутрисемейным, языческим именем, а в другом – христианским, крестильным. Порой возникают трудности, поскольку непонятно, об одном человеке идёт речь или о разных.
И только Пётр I в 1700 году запретил официальное употребление этих семейных имён: Ждан, Нечай, Поспел, Незнай, Третьяк, Неустрой… Вот в моей книге «Уральский исторический ономастикон» можно найти все эти имена и случаи, когда они зафиксированы в документах. Я, работая в архивах, всегда это всё выписывал, а потом опубликовал. Можно увидеть, например, что было зафиксировано более ста человек с именем Третьяк. Поэтому живущие ныне на Урале Третьяковы, заинтересовавшись историей своей семьи, могут выйти на свой родовой корень.
Кроме того, Пётр I запретил уничижительные формы имён: Петрушка, Васка, Федка… Только Пётр, Фёдор, Василий. Пусть даже ты крепостной крестьянин, ты (фамилий же ещё не было): Иван Петров, Пётр Васильев. А потом часто эти отчества становились фамилиями: Иванов, Петров, Сидоров, Михайлов.
Как у нас появились Демидовы? Демидов – это отчество Никиты Антюфеева. «Никита Демидов сын Антюфеев» - так он писался. Пётр его звал Демидыч. Когда же ему в 1720 году было дано личное дворянство, Демидов стало его фамилией – Никита Демидов. А уже его дети стали… скажем, Акинфий Никитин сын Демидов. Когда же получили дворянство – Акинфий Никитич Демидов. Люди из простонародья на этот «ич/вич» права не имели, это надо было заслужить.
- Чрезвычайно любопытно!
- Конечно! Смотрю, люди сейчас увлекаются каким-то фэнтези… Какое фэнтези? Изучение родовой истории гораздо увлекательнее.
Должен сказать, что в Екатеринбурге есть два общества: Уральское генеалогическое общество и отпочковавшееся от него Уральское историко-родословное общество. Мы живём дружно, друг друга поддерживаем, нам делить нечего. И начиная, с 2001 года ежегодно проводим Уральскую родоведческую научно-практическую конференцию. Она всегда проходит в Свердловской областной библиотеке им. В. Г. Белинского и открыта для всех желающих. На ней можно задать вопросы, привлечь внимание к тому, чем вы сейчас занимаетесь, встретить людей, которые вам помогут в изучении истории семьи. В этом году конференция пройдёт 23-24 ноября. Кому эта тема интересна, приходите. Вы откроете для себя целый мир!