В 2018 году на общественном транспорте Екатеринбурга начнёт действовать новая форма оплаты проезда, которую более четырёх месяцев тестировала мэрия столицы Урала. Председатель комитета по транспорту администрации города Игорь Федотов ответил на 10 самых актуальных вопросов, касающихся повременного (пересадочного) тарифа.
1. Когда он заработает?
Новый тариф начнёт действовать с 1 февраля, но перейти на него можно будет с 1 января 2018 года.
2. Сколько он будет стоить?
Новая «Екарта» обойдётся вам в 75 рублей. Вы сможете пользоваться двумя тарифами: 30 минут за 28 рублей или 60 минут за 40 рублей.
3. Как он будет работать?
Когда вы сядете в транспорт, кондуктор приложит вашу карту к валидатору и выдаст вам билет. С этого времени начнётся отсчёт времени. За 30 или 60 минут вы можете совершить неограниченное количество пересадок. Пример: если у вас тариф 30 минут за 28 рублей, вы сели в автобус и за несколько секунд до истечения этого времени успели пересесть в трамвай и приобрести у кондуктора новый билет – далее до нужной остановки вы сможете добраться бесплатно. На билете каждый раз будет указано – сколько вам осталось ехать.
4. Где он будет действовать?
Повременной тариф будет действовать на всех видах наземного общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай) – как муниципального, так и коммерческого. При этом тестирование новая форма оплаты проходила лишь у 14 частных перевозчиков (на 22 маршрутах).
5. Где он не будет действовать?
В метро новый тариф функционировать не будет. Если вы поднесёте «Екарту» к валидатору в подземке, турникет вас просто не пропустит. Более того, вводить повремёнку в метрополитене мэрия в ближайшие годы даже не планирует. Это связано, в том числе, с особенностями обрудования и работы системы.
6. Как на него перейти?
Приобрести «Екарты» с повременным тарифом можно будет с 15 января 2018 года во всех пунктах, где пополняют счёт обычных «Екарт». Если же у вас уже есть карточка, её можно перепрограммировать на новый тариф (бесплатно), но для этого придётся обратиться в пункт обслуживания «Екарт». Запрограммировать одну карту на несколько тарифов нельзя, но можно приобрести несколько карт с разными тарифами. Их количество может быть неограниченным.
7. Можно ли на нём сэкономить?
Можно. Например, если вы будете пользоваться тарифом 30 минут за 28 рублей и успеете за полчаса сделать одну пересадку, две поездки обойдутся вам по цене одной. Если же вы умудритесь пересесть два раза, то экономия составит 56 рублей. В процессе тестирования повремёнки 55% пользователей тарифа 30 минут за 28 рублей успевали пересесть один раз, около 30% - два раза. В свою очередь, 70% пассажиров, пользующихся тарифом 60 минут за 40 рублей, успевали пересесть два, а 20% - три раза. Стоит также отметить, что в процессе эксперимента 85% тестировщиков выбрали получасовой тариф, остальные предпочли 60 минут за 40 рублей.
8. Куда жаловаться, если в коммерческом автобусе не принимают «Екарту» с новым тарифом?
Игорь Федотов заявил, что все коммерческие перевозчики обязаны работать по новому тарифу в рамках договора, заключённого с мэрией: «Перевозчики обязаны возить пассажиров по всем тарифам, которые существуют в столице Урала. Это подразумевает, в том числе, льготные тарифы для школьников и пенсионеров, и пересадочный тариф. Если же у вас возникли какие-то сложности с повременной оплатой, необходимо обратиться в комитет по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации Екатеринбурга. Адрес: 620014, Екатеринбург, улица 8 Марта, 8Б. Телефон: +7 (343) 354-55-53.
9. Зачем его ввели?
Повременной тариф станет неотъемлемой частью будущей транспортной реформы, которую планируется ввести в Екатеринбурге в 2019 году. Экономические последствия новой формы оплаты для перевозчиков в мэрии пока не просчитывали. В целом же новый тариф был создан для удобства пассажиров. Цель была в том, чтобы человек не ждал конкретно свой маршрут, а мог за одну и ту же цену пересаживаться с одного вида транспорта на другой и добираться до нужного адреса.
10. Как перевозчики поделят деньги?
Деньги будут делиться между всеми компаниями, участвующими в перевозке конкретного пассажира. Например, если у вас тариф 30 минут за 28 рублей, вы сели в муниципальный трамвай, а потом пересели в коммерческий автобус, то 14 рублей достанется муниципалитету, а 14 рублей – частнику.