Примерное время чтения: 8 минут
1703

Продукты – даром? Кто, где и зачем в Екатеринбурге бесплатно раздаёт еду

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. «АиФ-Урал» 08/09/2021 Сюжет РУБРИКА: «Всё о еде и здоровом образе жизни»
gorodkovrov.ru / «АиФ-Урал»

Резкий рост цен на еду, падение уровня реальных доходов, потеря работы, нестабильная в условиях пандемии экономика – всё это заставляет уральцев искать свои выходы из ситуации. Одним из способов коллективной борьбы с дороговизной стало относительно новое для Среднего Урала движение – фудшеринг.

Жизнь заставила

Этим летом Свердловская область стала одним из лидеров в стране по стоимости «борщевого набора» и по уровню инфляции в целом. По данным Уральского ГУ Банка России, в июне она составила 6,55%. Больше всего подорожали овощи (свёкла, морковь, картофель, капуста), но не только. Менее доступны стали молоко, сливочное масло, рыба, яйца, чай, конфеты и многие другие продукты. Эксперты объясняли рост цен проблемами прошлогоднего урожая и восстановлением потребительской активности, но речь не об этом.

Иностранное словечко фудшеринг (англ. foodsharing, от food – еда, sharе – делиться) стало известно в России лет пять-шесть назад. Появившееся в 2012 году в Германии, движение это подхватили Москва и Питер, а в последние пару лет оно начало получать распространение и в Свердловской области – в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Серове, ряде других городов.

Схема, в общем-то, простая: люди, у которых есть избыток продуктов, безвозмездно отдают их тем, кто в них нуждается. Воспринимать это явление можно по-разному: как способ сэкономить на еде, как благотворительность или как своеобразную борьбу за экологию. Естественно, речь ни в коем случае не идёт об объедках с барского стола или о чём-то просроченном и испорченном. Мы говорим об излишках провизии, иногда – с истекающим, но отнюдь не истёкшим сроком годности.

Допустим, этим летом вы вырастили у себя в саду хороший урожай овощей и фруктов. Что-то уже съели, сделали необходимые заготовки на зиму, но кое-что осталось. И если выбрасывать всё это добро жалко, то почему бы не отдать продукты тому, кто в них реально нуждается?

Общественная нагрузка

«По образованию я учитель, окончила педагогический колледж, – рассказывает создатель сообщества «Фудшеринг. Отдам даром еду Екатеринбург» в соцсети «ВКонтакте» Светлана Солдатова. – Однажды в интернете я наткнулась на группу, которая продвигает и популяризирует движение фудшеринга в Москве. Меня это заинтересовало. Подумала: почему бы не создать подобную группу у нас в столице Урала? Не секрет, что некоторые люди постоянно выбрасывают большое количество еды, а другие не имеют возможности купить самые необходимые продукты. В феврале этого года я создала страничку в социальной сети. Поначалу её участниками были друзья и знакомые, но постепенно к нам стали присоединятся самые разные люди. Если весной делились продуктами длительного хранения, то ближе к концу лета начали предлагать излишки урожая. Кроме того, стали появляться объявления с просьбами о помощи. Полагаю, что основная причина роста популярности фудшеринга – банальная бедность. Для меня это не основной вид деятельности, скорее, что-то вроде общественной нагрузки».

На сегодняшний день в группе Светланы 319 подписчиков. Для сравнения: у аналогичных сообществ в Москве их число достигает 10 тысяч и более. Некоторые из них пере­шли в формат юрлиц (некоммерческих организаций), сотрудничают с волонтёрскими движениями и предприятиями, но свердловчанам до таких масштабов пока далеко.

Фудшеринг – это одновременно способ сэкономить на еде, благотворительность и своеобразная борьба за экологию.
За последние несколько месяцев жители Екатеринбурга безвозмездно предлагали: часть урожая с дачи (кабачки и яблоки), разнообразные соусы и приправы, уксус, сухофрукты, леденцы, конфеты, замороженные котлеты и рыбу, муку, пшено, рис, геркулес, кукурузные хлопья, панировку, макароны, сухарики, пельмени, компоты и варенья, консервы, тушёнку, пюре быстрого приготовления, зелёный чай, детское питание, безглютеновую смесь, корм для кошек...

Одновременно появляются объявления и другого рода. «Из-за сложной финансовой ситуации приму продукты в дар», – написал один из горожан. Или: «Выручите, пожалуйста, едой. Особенно буду рада принять овощи, фрукты, ягоды, зелень, рыбу, молочку, но и за любое другое спасибо». А вот ещё: «Нуждаюсь в еде, с работой проблемы, не заплатили. Помогите кто чем может».

Просрочка вне закона

Стоит отметить, что в движении фудшеринга участвуют не только частные лица, но и предприятия (магазины, точки общепита и так далее), но в этом случае за процессом благотворительности внимательно следят надзорные ведомства.

В 2019 году уральский бизнесмен Иван Зайченко предложил покупателям бесплатно забирать списанные продукты. Однако вскоре в его магазин нагрянуло управление Рос­потребнадзора и выписало ему предписание прекратить подобную практику. И он ещё легко отделался, так как вполне мог «попасть» на штраф в 100 тысяч рублей.

«Мы не имеем ничего против, если предприниматели отдают людям излишки еды, но должен соблюдаться срок годности, – пояснила официальный представитель регионального Роспотребнадзора Наталья Лукьянцева. – В истории с уральским бизнесменом речь шла именно о просрочке. Что касается ситуации, когда одно частное лицо передаёт продукты в дар другому, то они действуют вне поля нашей компетенции. Это их добрая воля, их личная договорённость, всю ответственность за возможные последствия несут они».

Новая форма коммуникации

Руководитель Регионального центра финансовой грамотности Елена Овсянникова

– С моей точки зрения, причина распространения фудшеринга кроется не столько в бедности, сколько в повышении уровня социальной ответственности уральцев. Простой пример: человек вырастил урожай, вложил в него свой труд, время, денежные средства. Ему жаль, если его усилия пропадут даром и часть выращенных овощей и фруктов придётся выбросить. Желание отдать их за копейки или даже просто подарить кому-то из соседей, знакомых или вовсе незнакомых людей вполне естественно. Не говоря о том, что иногда утилизация излишков может занять больше сил, чем если бы на условиях самовывоза предложить их кому-то из горожан.

Сегодня локальный фудшеринг процветает не только в соцсетях, но и в локальных домовых чатах, между соседями. Не думаю, что речь идёт о голоде или вопиющей нищете, когда людям реально нечего есть. Чаще всего это отношения равного с равным, они не зависят от уровня достатка. И это новая форма коммуникации людей.

Скорее всего, движение фудшеринга будет получать всё большую популярность. Благодаря развитию цифровых технологий и социальных сетей человеку не надо бегать и искать, куда бы пристроить излишки продуктов. Он просто выставляет объявление в интернете.

Добрая воля

Виталий Калугин, экономист, финансовый аналитик

– Думаю, что появление и распространение фудшеринга связано со множеством причин – социальных, экономических, экологических.

В России основной фактор – это бедность. Сегодня 2,5% населения у нас в стране тратит на продукты более 70% своего дохода, а каждый второй экономит на еде. Официальная инфляция у нас подходит к 7%, а реальная продуктовая инфляция находится в районе 14–15%. На зарплату, которая не растёт, люди могут купить всё меньшее количество продуктов. Поэтому вполне естественно, что многие уральцы, испытывающие проблемы с приобретением провизии, с удовольствием берут еду в дар.

Вопрос того, как это организовать, носит исключительно технический характер. Наверное, было бы неэтично делать на этом бизнес. Но если организаторы таких электронных площадок сводят не покупателя с продавцом, а дарителя с нуждающимся, то это можно только приветствовать.
Полагаю, что многие свердловчане готовы отдавать излишки продуктов бесплатно. Например, мои родители выращивают помидоры и огурцы и регулярно раздают их друзьям и знакомым. Это такой соседский фудшеринг.

Однако фудшеринг полезен не только по социальным, но и по экономическим причинам. В России из-за истечения срока хранения ежедневно выбрасывается минимум 15% готовых продуктов! Эффективность производства еды надо каким-то образом повышать. Отправлять её на помойку попросту неразумно.

В Германии фудшеринг, скорее всего, носит характер борьбы с перепотреблением и перепроизводством. Выращивание любых видов сельхозпродукции – это затраты энергии и воды, появление углекислого газа, всё это очень заботит Европу. Но у нас в России речь идёт в первую очередь о доступной еде, о возможности накормить голодных. В этом плане инициативы общественников нужно поощрять.

Считаю, что у фудшеринга в нашей стране большое будущее. Еда традиционно занимает и будет занимать существенную часть расходов россиян. Главное, чтобы появлялись люди, которые готовы это продвигать. По сути, организаторы таких площадок занимаются благотворительностью, волонтёрством.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах