Примерное время чтения: 9 минут
135

Пункт назначения. Уральский автоэксперт – о путешествиях по России

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. «АиФ-Урал» 18/08/2021
Africa Studio / Shutterstock.com

В силу известных обстоятельств тема самостоятельных путешествий, в том числе на личном автомобиле, стала в последние полтора года весьма актуальной. О том, как правильно организовать такую поездку, «АиФ-Урал» рассказал свердловский автоправозащитник и автопутешественник со стажем Дмитрий Ларионов.

Досье
Дмитрий Ларионов родился в 1983 году в Екатеринбурге (Свердловске). Учился на химическом факультете УрГУ. Работает системным администратором. В 2014–2015 годах возглавлял Комитет по защите прав автомобилистов в Свердловской области. Ныне является официальным представителем комитета. Сфера интересов – административные правонарушения, автострахование, незаконные действия сотрудников ГИБДД.

Дело привычки

– Дмитрий, почему именно автопутешествия? Есть же самолёт, поезд, междугородний автобус…

– Для меня это, прежде всего, вид отдыха, надёжный способ выбросить все мысли из головы и переключить мозги на что-то другое. Если я несколько месяцев никуда далеко не выезжал, начинаю чувствовать дискомфорт. А ещё это хороший способ поддержания в тонусе водительских навыков, понимания пределов своих возможностей. С большим количеством пассажиров автомобиль по деньгам выгоднее, чем самолёт. Он даёт мало с чем сравнимую мобильность – как по пути, так и в конечном пункте поездки. С машиной вы можете заехать по дороге в интересный для вас город, без ограничений путешествовать по ближайшим (и не очень) достопримечательностям. Кроме того, с авто – совсем другие ограничения по багажу. Конечно, автомобиль можно арендовать и по прибытии, но это не мой вариант. Мне нужна уверенность в машине, в её безопасности.

– А как пассажиры выдерживают такие поездки?

– Скажу так: у них всегда есть выбор до начала путешествия. И, на самом деле, это дело привычки. Сам я в роли пассажира бываю редко, но, по моим наблюдениям, большую часть пути пассажиры спят.

– Вы заранее продумываете дорогу?

– Лет 5–7 назад этот вопрос был очень актуален, но сегодня я просто запускаю «Яндекс.Навигатор», бегло просматриваю маршрут и еду так, как он предложит. Мы уже можем позволить себе отвлечься от заблаговременного планирования таких деталей.

– Но всё же бывают проблемные участки?

– Да, например, известное проблемное место – Жигулёвская плотина. Всегда стараюсь избегать проезда по ней в конце дня, чтобы не застать пробку из фур. Аналогично – мост около города Сим на трассе М5 в периоды его бесконечных ремонтов. Лучше проезжать его ночью. Если планируете делать это днём – посмотрите ситуацию с пробками в навигаторе примерно в то же время, в которое планируете там проехать. Обычно я открываю на компьютере «Яндекс.Карты» и прокладываю маршрут до пункта назначения через намеченные промежуточные точки, места ночёвки и тому подобное. Нужно помнить про часовые пояса и закладывать время про запас (мне хватает одного часа на каждую тысячу километров пути). А ещё надо учитывать, что карты правильно рассчитывают время в пути с учётом пробок только из предположения, что вы выезжаете прямо сейчас.

Соответственно, если вы планируете выехать утром, садиться за расчёты нужно тоже утром. Если вы будете рассчитывать такой маршрут вечером, запросто можете ошибиться на несколько часов. Соблюдение таких простых правил позволит просчитать маршрут с точностью буквально до часа.

Что брать с собой

– А как обстоят дела с едой, с отдыхом, с ночёвками?

– Лично я предпочитаю останавливаться только на заправку. А поскольку это случается раз в 500–600 км, то на заправках в обязательном порядке все идут в туалет. Приём пищи у нас в основном в пути, а отдых зависит от того, сколько в машине водителей. Если больше одного – у меня бОльшая свобода: меняемся днём, я сплю несколько часов, вечером сажусь и еду дальше. Если водитель только я – иногда ночью останавливаемся поспать на 1–2 часа, обычно хватает (отсыпаюсь по приезду). На отдых предпочитаю останавливаться на крупных сетевых заправках: там всегда есть освещение и камеры видеонаблюдения. Ставлю машину так, чтобы никому не мешала (в том числе бензовозу), чтобы в глаза не светили фонари и фары с дороги, чуть приоткрываю окна, глушу мотор, закрываю центральный замок, ставлю будильник, и – спим. Но так бывает не часто: обычно «проскакиваю» всю ночь без сна, это сильно помогает поймать время без пробок.

– А как боретесь со сном?

– Если со сном приходится бороться, значит, надо останавливаться. Я стараюсь не доводить себя до такого состояния. У меня есть свой метод, но я не буду его афишировать, так как он достаточно экстремален и индивидуален, я практикую его на свой страх и риск. Вообще, по опыту, если мозги «вырубает», значит, надо немного подкрепиться. А два года назад я сделал любопытное открытие: просто выключил музыку в машине и отметил, что мне совершенно расхотелось спать! Аналогичный эффект – от прослушивания радиоэфира СиБи-рации (27 МГц) с приоткрытым шумодавом через наушники: частые далёкие (и оттого трудноразличимые) передачи с большим уровнем шума тоже не дают уснуть. Правда, ночью их очень мало.

– Что из еды лучше брать в дорогу?

– То, что не успеет испортиться, от чего будет меньше мусора, что не боится тряски, что можно есть руками. Пища должна быть такой, чтобы водитель, после подготовки её передним пассажиром, мог есть одной рукой и в случае необходимости быстро передать обратно. Хорошо идут варёные яйца, заранее приготовленные бутерброды с колбасой, огурцы, небольшие фрукты, печенье (не рассыпчатое), шоколад, конфеты. Категорически не рекомендую еду в жидкой форме (супы и подобное), а также питьё из кружек. Пить нужно только из бутылок с небольшой закрывающейся крышкой. Мы обзавелись автохолодильником (на элементе Пельтье), это позволило брать в дорогу продукты, которые обычно живут недолго: например, сыр. Также в нём можно хранить напитки. Но, вообще, если не хотите в дороге останавливаться каждые полчаса на туалет, употребляйте поменьше жидкости. Разумеется, это относится и к пассажирам. Если есть потребность в обычной еде, можно днём поискать в попутном городке заведение общепита.

– Что обязательно берёте в дорогу?

– Как правило, это аптечка (я комплектую её сам, это отдельная обширная тема), ремкомплект (жгуты от проколов шин, небольшой ящик с инструментами), несколько световозвращающих жилеток (положите в кармашки дверей), мощный фонарик со сменным аккумулятором. Естественно, еду, питьевую воду (разлейте в бутылочки 0,5 литра), одноразовые мешки для мусора. Перед поездкой проверьте, чтобы работал видеорегистратор (очистите флешку). Не забудьте взять с собой зарядку для телефона и полностью заряженный powerbank, а также резервный мобильник – на тот случай, если что-то случится с основным. Необходимы также пульверизатор с омывающей жидкостью и тряпка – для очистки лобового стекла от насекомых во время остановок.

Нарушают все?

– Средства связи очень важны в путешествии?

– Несомненно – как для водителя, так и для каждого пассажира. Подключите к мобильнику тариф или опции, с которыми вы сможете дёшево разговаривать за пределами домашнего региона, с которыми у вас будет интернет. Если ваш оператор не является федеральным, обязательно возьмите симку федерального. На телефонах каждого водителя и переднего пассажира (штурмана) должен быть установлен навигатор с картами всех субъектов РФ, по которым пролегает ваш маршрут. Желательно (но не обязательно) поставить СиБи-радиостанцию и настроить её на 27.135АМ (15-й канал сетки С).

Пища в путешествии должна быть такой, чтобы водитель, после подготовки её штурманом, мог есть одной рукой.
Почти у всех водителей большегрузов стоят такие же рации, и настроены они именно на этот канал. Рация позволяет получать оперативную информацию (гаишники, ремонты, перекрытия, ДТП, животные, иные опасности), а также экстренно связываться с другими водителями в радиусе нескольких километров.

– Как избегать штрафов и ДТП?

– Это отдельная тема, потому что, на самом деле, правила нарушают все. (Вообще все, не питайте иллюзий!) А поскольку самое типичное нарушение – превышение скорости, хорошим подспорьем традиционно является антирадар. Хотя в последние годы достаточно просто включённого предупреждения в навигаторе. Также серьёзно помогает рация. В целях профилактики ДТП научитесь смотреть вперёд на 100–200, а лучше на 300 метров, это очень полезный навык. И боже упаси вас обгонять в условиях, когда обгон запрещён! Любое нарушение опасно, но именно это – самое смертоносное на трассах! Кстати, для многих новость, что обгон «паровозиком» также вне закона!

– По вашим наблюдениям, где самые злые гаишники?

– Лично у меня негативный опыт общения с сотрудниками ГИБДД закончился лет 6–8 назад. Поэтому мне сложно судить, где они склонны злобствовать. Слышал о целенаправленных засадах и даже разводах в Ростовской области, Краснодарском крае. Но меня ни на одном «знаменитом» посту даже ни разу не останавливали.

– А какова роль штурмана в поездке?

– Это буквально правая рука человека за рулём. В его задачи входит обеспечение водителя в движении всем необходимым: едой, информацией о маршруте, о заправках и многое-многое другое. Кстати, заправки на маршруте стоит начинать искать километров за 80–100 до пустого бака.

– В дороге были случаи, которые вас особенно потрясли?

– Как-то раз ночью я остановился на обочине и вышел из машины, чтобы почистить стекло от насекомых. Закончив работу, я обошёл машину спереди и подошёл к водительской двери, чтобы сесть обратно за руль. И в этот момент в полуметре от меня за моей спиной промчался на огромной скорости встречный автомобиль. Очевидно, что водитель совершал обгон. Секундой позже пришло осознание: я забыл надеть жилетку! Это «копеечное» нарушение могло стоить мне жизни...

– Как полагаете, популярность автопутешествий в обозримом будущем будет расти?

– Нестабильность взаимодействия с другими странами в сфере туризма и разные неожиданные ограничения сильно влияют как на возможности, так и на предпочтения россиян в выборе мест для отдыха. В последние полтора года серьёзно вырос внутренний туризм, в том числе и автомобильный: всё больше семей в качестве способа путешествия выбирают машину. Этот процесс будет продолжаться, пока не восстановятся ресурсы международного туризма. После этого многие граждане, скорее всего, вспомнят былые предпочтения…

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах