Примерное время чтения: 8 минут
236

«Резали без наркоза». Чем может обернуться «оптимизация» уральского медвуза

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. «АиФ-Урал» 23/10/2019

Ни для кого не секрет, что сфера здравоохранения Свердловской области испытывает кадровый голод. На решение этой проблемы брошено немало сил. Но процесс количественного насыщения может споткнуться о новую проблему – качества подготовки молодых специалистов.

Азбучная истина

Доступность медицинской помощи для жителей Среднего Урала напрямую зависит от обеспечения лечебных учреждений кадрами – это азбучная истина. Между тем сегодня медицине региона не хватает порядка 900 врачей, в первую очередь нужду испытывает первичное звено здравоохранения (поликлиники, общеврачебные практики) в маленьких городах и сельской местности. Справедливости ради надо сказать, что Свердловская область в этом отношении не уникальна, дефицит кадров имеется во многих регионах России, но, это, безусловно, не повод мириться со сложившимся положением дел. На Среднем Урале утолить кадровый голод пытаются всеми доступными «реанимационными» способами. «Сельский миллион», который вручается врачам, приехавшим работать в малые населённые пункты, жилищные сертификаты, позволяющие медикам переезжать из служебного жилья в собственное (в прошлом году, например, они были вручены 20 специалистам) – всё это и многое другое работает на решение кадровой проблемы.

А целевой набор в Уральский государственный медицинский университет – это вообще отдельная история. «Целевой набор хорошо зарекомендовал себя ещё в советское время, – говорит кардиолог Свердловской областной клинической больницы №1 Владимир Дитятев. – И сегодня это перспективная возможность вернуть молодые кадры в провинцию». Этой возможностью в регионе пользуются всё активнее. Так, например, если в 2018 году в вуз за счёт средств областного бюджета поступило 180 ребят, то в этом региональная казна взяла на себя обучение уже 212 первокурсников-«целевиков». Это те будущие молодые врачи, которые по условиям договора придут в поликлиники и больницы Свердловской области.

Но количественное решение кадровой проблемы – полдела, не менее важно, чтобы к врачебному служению пришли специалисты высшей пробы. А вот тут медицинскую общественность в последнее время «терзают смутные сомнения». Дело в том, что вот уже второй год в медицинском вузе Среднего Урала продолжается реорганизация, вызывающая недоумение как у ряда практикующих медиков, так и у многих преподавателей УГМУ.

Кадры решают… не всё

Масштабная реорганизация в вузе началась ещё в минувшем году – её результатом стало сокращение успешно действовавших на протяжении многих лет кафедр. Произошло это путём объединения, логика которого не всегда объяснима. Так, например, если слияние кафедры хирургических болезней лечебно-профилактического факультета с кафедрой сер­деч­но-со­су­дис­той хирургии ещё как-то можно понять, то объединение кафедры кожных и венерических болезней с кафедрой медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности выглядит по меньшей мере странно. Сотрудники вуза пытались в прямом и переносном смысле достучатся до ректора УГМУ Ольги Ковтун, чтобы выразить обоснованное несогласие с подобной оптимизацией, но двери для переговоров открыты им не были.

«Кафедры резали без наркоза, не беря во внимание наше мнение, – говорят преподаватели (многие – уже бывшие). – Мы в очередной раз убедились, что кадры у нас решают далеко не всё».
Болезненная реорганизация продолжилась и в этом году. Так, буквально накануне нового учебного года прекратила своё существование кафедра социальной работы и социологии медицины – она была объединена с кафедрой управления сестринской деятельностью. «Подобное слияние выпускающих кафедр было искусственным, ведь два направления бакалавриата – социальная работа и сестринское дело – относятся к двум разным по своему содержанию группам специальностей и направлений подготовки», – утверждают специалисты «оптимизированной» кафедры.

Происходящее в вузе могло бы быть частным случаем, если бы не одно но. «Происходящая реорганизация может иметь печальные последствия, – говорит преподаватель УГМУ Степан Савичев (имя изменено по просьбе собеседника. – Ред). – Все же понимают, что объединение кафедр неизбежно приводит к сокращению их сотрудников, в первую очередь заведующих кафедр – заслуженных специалистов. Что и происходит. Так, например, из 12 преподавателей кафедры социальной работы (у многих из которых педагогический стаж составляет 20–30 лет), в вузе осталось лишь двое. Смотрите, в 2017 году в университете работало 816 преподавателей, сегодня – 740, из них около 30% – внешние совместители. Тревожная тенденция. Кто и, главное, как будет учить студентов, если вуз потерял часть высококвалифицированных преподавателей?»

Поживём – увидим?

По мнению медиков, последствия подобной оптимизации могут быть реально оценены спустя несколько лет, когда к работе приступят молодые специалисты, обученные в новых условиях. «Поживём – увидим», – говорят оптимисты. «Успевайте лечиться сейчас», – горько шутят их оппоненты.

К слову, уже сейчас наблюдается проблема с опытными анестезиологами, которые в отличие от тех же хирургов (оперирующих не хватает), «изнашиваются» куда сильнее. Один из специалистов жаловался на специфику работы, когда хирургическая бригада меняется, а он остаётся в операционной. И прогнозировал, что очень скоро нехватку могут ощутить и пациенты – дефицит выпускников осложняется имеющимся дефицитом врачей. И это только по одной специальности. А примеров может быть масса, и накапливаются они в прогрессии.

В Уральском государственном медицинском университете отказались дать комментарий по поводу происходящего и предложили направить запрос на имя ректора. «АиФ-Урал» отправил запрос и готов предоставить слово руководству вуза.

Учиться бесконечно!

Галина Колпащикова, заслуженный врач РФ:

— Медицинский университет – это правая рука здравоохранения, поскольку именно там обучаются и воспитываются будущие специалисты, которым люди доверят своё здоровье.

Медицинский вуз несёт большую ответственность. Ведь именно его педагоги должны в совершенстве владеть искусством работы с личностью, должны уметь увидеть потенциал студента, безошибочно определить, в чём молодой человек будет успешен, в каком направлении он будет двигаться с желанием – в практической медицине, научной работе или, может быть, в организаторской деятельности. Именно вуз (или колледж, если речь идёт о будущих специалистах среднего звена здравоохранения) должен не только обучать, но и воспитывать. Воспитывать патриота, который будет чётко понимать, что готов нести людям добро, воспитывать медицинского работника, который будет уметь разговаривать с людьми, слушать и слышать их. Причём речь не только о пациентах, но и о будущих коллегах. Необходимо воспитывать специалиста, готового учиться бесконечно, на протяжении всей профессиональной деятельности. 

Что же касается обучения, то, на мой взгляд, сегодня ощущается некоторое ослабление связи между практической медициной и медицинской педагогикой. Но ведь обучение врача – это не только чтение специализированной литературы и ответы на вопросы компьютерных тестов, это серьёзная, сложная работа у постели больного под руководством наставников. 

И ещё: строя работу со студентами, медицинский университет должен делать акценты на тех темах, которые сегодня наиболее актуальны. Это и профилактика (она совершенно справедливо вышла на первый план), и вопросы педиатрии, и высокая распространённость сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний. 

Словом, жители Среднего Урала должны быть уверены, что в лечебные учреждения приходят грамотные, квалифицированные, воспитанные молодые специалисты, к которым не страшно обратиться за медицинской помощью. 

Комментраий эксперта. Отсроченный результат

Максим Стародубцев, председатель правления общественной организации защиты потребителей медицинских услуг «Здравоохранение»:

– Не секрет, что уровень высшего образования сегодня падает и общий рейтинг наших вузов в части научной мировой активности не очень высок. Для того чтобы в нём подняться, необходимы сверхусилия. Всевозможные реорганизации как раз аргументируются необходимостью улучшить существующее положение дел в сфере высшего образования. Чтобы оценить обоснованность сокращения (путём объединения в том числе) тех или иных кафедр, нужно понимать, насколько они были эффективны, насколько высока была та самая научная активность. В конце концов, не в интересах ректора рубить сук, на котором он сидит, может быть, его действия направлены исключительно на то, чтобы встряхнуть научное сообщество вуза, взбаламутить болото. Если реорганизация приведёт к повышению квалификаций педагогов – ректору «плюс», если же произойдёт понижение этого уровня – «минус», в том числе в части его административных решений. Но в любом случае оценить результат реорганизации можно будет по истечении определённого времени.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах