При слове «коррупция» большинству, наверное, представляются миллионы бюджетных средств, уходящих в карманы высоких чиновников, миллиарды рублей, «освоенные» на строительстве дорог, вопиющие нарушения закона в сфере госзакупок. Многие думают, что коррупция - это что-то настолько далёкое от «простых смертных», что о ней и думать не стоит. А между тем фактически все уральцы сталкиваются с ней постоянно и… с самых юных лет.
«Куплю путёвку в детсад»
- Прочитала в прошлом номере «АиФ-Урал» интервью по поводу проблемы с детскими садами. Все правильно, ситуация очень сложная. Только есть у этой проблемы еще одна сторона - торговля путёвками, - говорит наша читательница из Екатеринбурга Людмила Белецкая. - Внуку три года, почти с рождения его записали в очередь на место в детском саду. На днях дочь пришла счастливая: наконец-то заветная путёвка на руках, и она сможет выйти на работу. Я, конечно, разделила её радость, но… оказалось, зря. Дело в том, что родителям пришлось выложить за это удовольствие 50 тысяч рублей, «знакомые поспособствовали». Это что же получается, мест нет, а за деньги - пожалуйста? Пыталась возмутиться, но только поссорились с дочерью: «Мама, ты не понимаешь, сегодня всё с помощью денег решается». О каком искоренении коррупции в стране идет речь, если она повсюду? Вот этого мне, человеку старшего поколения, никогда не понять!
То, что в столице Среднего Урала можно пристроить ребенка в детский сад, минуя официальную очередь, - секрет Полишинеля. Социальные сети изобилуют объявлениями «Куплю путёвку в д/с». Разброс цен - от 50 до 100 тысяч рублей. Другое дело, что эти сделки практически никогда не становятся причиной судебных разбирательств, а обсуждаются исключительно в «своём кругу», на форумах.
- Это вполне объяснимо, - считает руководитель регионального общественного движения «Класс родителей» Юлия Столба. - Обычно такие сделки совершаются через знакомых, а кто ж будет своих подставлять? Кроме того, все понимают, что ответственность в данном случае несут обе стороны: и взяткодатель, и тот, кто деньги берёт. Ну и, конечно, нельзя сбрасывать со счетов взаимный интерес...
«Ситуация нетерпимая»
Увы, но приходится признать: так называемая бытовая коррупция сегодня проникла почти во все сферы нашей жизни. Хотите устроить ребенка в детский сад? Поступить на бюджетное отделение вуза? Получить квалифицированную медицинскую помощь? При помощи «денежки» уральцы получают всевозможные разрешительные документы, «договариваются» с сотрудниками ГИБДД, получают водительские права, оформляют пенсию. Да что там говорить, коррупция насквозь пропитала даже ритуальные услуги!
Кстати | |
---|---|
Одной из преград бытовой коррупции мог бы стать перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид. Сегодня жители области могут получить по Интернету 63 таких услуги. Однако число уральцев, пользующихся этим сервисом, ничтожно мало. |
Отметим, что речь идет о мелком взяточничестве, так называемой «благодарности», которую многие даже преступлением не считают. У бытового мздоимства есть несколько причин - прямых и косвенных. Прямая - это жажда наживы. Косвенные - низкие заработные платы и дефицит кадров. А самое печальное то, что эта самая «благодарность» у многих уже настолько вошла в привычку, что отказаться от такого рода доходов не так-то просто.
Согласно соцопросам, чаще всего речь о взятках заходит при общении уральцев с автоинспекторами, работниками дошкольных учреждений, вузов, больниц и поликлиник, чиновниками. Среди привлечённых за получение взятки в лидерах также учителя и врачи, сотрудники ГИБДД и работники городских администраций. Если же говорить в целом об УрФО, то за четыре месяца во взяточничестве было изобличено 63 чиновника, а взяткодателей - в полтора раза больше!
На одном из недавних совещаний полпред президента в УрФО Игорь Холманских заявил, что бытовая коррупция в стране имеет запредельный характер: «Сегодня нужно признать, что гражданам приходится платить при устройстве детей в детский сад, при получении места в больнице, школе, платить для решения коммунальных вопросов. И эта ситуация совершенно нетерпимая».
Вместе с тем проверки муниципалитетов показали, что борьба с коррупцией в регионах неэффективна. По мнению прокуратуры, в отдельных районах Свердловской области профилактика коррупции отсутствует вовсе.
Лучше заплатить?
Хочешь здоровые зубы - плати. Хочешь быстро и без нервотрёпки попасть к врачу - плати. Казалось бы, бесплатная медицина нам гарантирована государством, а это значит, что выбор - платно или бесплатно лечиться - есть всегда. Но на деле, как только перешагиваешь порог районной поликлиники, уверенность в доступности российской медицины тает на глазах.
Бесконечные очереди за талонами в поликлиниках, отсутствие нужных специалистов, невнимательное отношение со стороны медиков. Так или иначе, но человека вынуждают, чтобы он платил за оказание медицинских услуг.
- Год назад я проходила лечение в больнице, проведя 2 недели на больничной койке, - рассказала наша читательница Ксения Крутинина. - При выписке врач ничего мне не посоветовал - что делать для профилактики заболевания, ставшего хроническим, какие препараты принимать и как часто сдавать анализы. Естественно, спустя время моя болезнь вновь дала о себе знать. И мне уже пришлось платить деньги - для того, чтобы получить квалифицированную и качественную помощь.
Только цифры | |
---|---|
|
Вряд ли кто станет отрицать, что коррупцией пронизаны все этажи системы здравоохранения, начиная от младшего медперсонала и заканчивая чиновниками высшего ранга. Только вот если в кабинетах врачей конверты тоненькие и ограничиваются несколькими купюрами, то на самом верху речь порой идет о запредельных суммах.
Ежедневно же мы сталкиваемся с бытовой коррупцией в медицине. Долгое время поборы в медучреждениях были, так скажем, неизбежны. Как ни пытались решить эту проблему в условиях тотального недофинансирования сферы здравоохранения, она не решалась. С недавних пор ситуация начала меняться. Начиная с этого года, бюджет ТФОМС выделяет большие деньги медучреждениям Свердловской области, чтобы те оказывали бесплатные услуги в полной мере. А это значит, что все услуги в рамках обязательного медицинского страхования - те, что назначаются врачами, должны быть бесплатными. Но и по сей день пациентов, претендующих на бесплатную врачебную помощь, продолжают «бортовать». Качественная медпомощь, проведение срочной операции, приём у врача, минуя очередь, - за все это приходится платить. Здоровье, как знает каждый, дороже денег.
Таинственная смерть
На прошлой неделе в лесопарковой зоне недалеко от улицы Амундсена в петле был найден труп пропавшего накануне преподавателя горного университета Вячеслава Яковлева. Причиной смерти правоохранители называют самоубийство. Полицейские совместно с сотрудниками следственного комитета выясняют все подробности этого происшествия. Возбуждено уголовное дело по статье 110 УК РФ (доведение до самоубийства).
Спросите, как это связано с коррупцией? Дело в том, что в прессу просочилась скандальная информация - анонимное письмо правоохранителям, где подробно описывалось участие Яковлева в одной неприятной истории. Якобы, работая помощником проректора и занимаясь вопросом ЕГЭ, Яковлев участвовал в фальсификации результатов теста дочери консула Азербайджана Сальминаз Ахмедовой. Вроде как именно благодаря этому девушка поступила в УрФУ им. Ельцина. В письме указывается, что организатором махинации мог быть консул Махмуд Ахмедов и его соотечественник - руководитель Яковлева проректор УГГУ Нияз Валиев. Таким образом, Яковлев мог стать… опасным свидетелем.
Почём мёртвая душа?
Коммерческие фирмы, предоставляющие ритуальные услуги, не жалеют средств для того, чтобы первыми получить доступ к телу. Конкуренция между «похоронками» в Екатеринбурге нешуточная. В роли продавцов информации об умерших - службы, располагающие этими данными.
Сегодня все семьи, в чей дом пришла беда, сталкиваются с ситуацией, когда к ним ломятся сотрудники похоронных фирм. Люди недоумевают: по поводу смерти близкого они звонили только в полицию и скорую помощь!
- Мы знаем, что ряд коммерческих структур, оказывающих ритуальные услуги, сотрудничает с представителями полиции, врачами в отделениях больниц и скорой помощи, - говорит заместитель директора ЕМУП «Комбинат специализированного обслуживания» Дмитрий Хазов. - Информация об умерших «сливается» без зазрения совести.
Известно также, что стоимость «слива» составляет от 7 до 10 тысяч рублей. Практика, безусловно, возмутительная! Но как с этим бороться - не знаю. По моему мнению, вероятность привлечь к ответственности тех, кто делится информацией, составляет… 0,1%. Остается навести порядок на рынке. Я уже неоднократно предлагал администрации города составить реестр предприятий ритуальных услуг с полной о них информацией, с фотографиями сотрудников. И чтобы этот реестр был в общем доступе. А в Новосибирске, например, всем таким коммерческим структурам было предложено пройти аккредитацию - из 35 заявки подали всего 12. Уверяю, коснись это нашего города, аккредитацию из 42 фирм прошли бы не более семи.
По словам Дмитрия Юрьевича, противодействовать коррупции в похоронном бизнесе помогло бы и изменение сознания общества. К сожалению, у нас подобные вопиющие факты в основном обсуждаются на бытовом уровне, редко кто пытается довести информацию по горячим следам до руководства отделов полиции или здравоохранения. И часто люди идут на поводу у «ритуальщиков», вероломно вторгающихся в квартиры.
- Почему так происходит, конечно, понятно. Люди, столкнувшиеся со смертью близкого человека, находятся в состоянии стресса, горе не позволяет им здраво мыслить, - говорит Дмитрий Юрьевич. - Трагично то, что этим пользуются бессовестные коммерсанты.
Заметим, что «взаимовыгодное сотрудничество» не является секретом и для властей. Так, например, министр здравоохранения Свердловской области Аркадий Белявский, предлагая принять декларацию норм поведения медицинских работников, сказал: «Некоторым медицинским работникам следует пересмотреть свои взаимоотношения с фармкомпаниями, похоронными агентствами, с частными клиниками и прочими источниками сомнительного заработка».
Другое дело, что вероятность вычислить торговца «мёртвыми душами» равна, повторим Хазова, 0,1%.
Что говорит закон
Уголовную ответственность несёт не только получатель взятки, но и тот, кто её даёт.
Статья 290 УК РФ (получение взятки) предусматривает штраф в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы «благодарности» - с лишением права занимать определенные должности. Предусмотрено также лишение свободы (до 15 лет!), но там всё будет зависеть от суммы.
Статья 291 УК РФ (дача взятки) наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной и более суммы взятки. Срок лишения свободы - до 12 лет.
Важный момент: лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство со стороны должностного лица. Или если оно оказывало всемерную помощь следствию.
А ты не воруй
На заметку | |
---|---|
Коррупция (от лат. corruptio - подкуп) - использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее закону и моральным установкам. |
С коррупционерами и взяточниками на Урале пытаются бороться всеми возможными способами. Не так давно уполномоченный по правам человека и прокурор Свердловской области выпустили в свет совместную брошюру «Что такое взятка». В ней подробно излагается, какая уголовная ответственность светит тому, кто их получает. В брошюре также рассказывается, что такое коммерческий подкуп. Гражданам даются рекомендации, как себя вести в случае вымогательства или провокации при получении взятки.
- Мы считаем, что людям нужно разъяснять их права и обязанности, а также как себя вести в той или иной непростой жизненной ситуации, - говорит пресс-секретарь свердловского омбудсмена Виктор Вахрушев. - Тираж брошюры небольшой - 300 экземпляров. Главное - донести для людей пагубность взятки и последствий от ее получения.
Интересно, что в брошюре приведены русские народные пословицы и поговорки о взятках и взяточничестве. Например, «За взятки не по головке гладят, а куда надо садят», «Кто взял - на том один грех, кто дал - на том сто».
Мнение
- Я к коррупции и коррупционерам отношусь как к микробам. Победить их нельзя, но бороться надо. Мы же постоянно моем руки, проводим гигиенические процедуры для того, чтобы избавиться от неприятного запаха. Такие же гигиенические процедуры по борьбе с коррупцией должно проводить здоровое государство. Но если у нас все государство основано на лжи, то как оно может проводить их?
Победить коррупцию нельзя, но надо держать в рамках, а у нас все на эти рамки наплевали. Какие могут быть барьеры? Во-первых, открытость информации. У нас же её все больше закрывают и объявляют секретной. Во-вторых, открытость государственных органов. Зарплаты всех чиновников должны быть в открытом доступе: они работают на налоги, на наши с вами деньги! Именно поэтому их зарплата должна быть предметом публичного обсуждения. И любой человек должен иметь возможность зайти в Интернет и посмотреть, на что живет чиновник, где живет и на чём ездит. И, если надо, написать заявление в прокуратуру. Чиновники почему ненавидят Интернет? Да потому, что как только туда попадает какая-то информация, злобные блогеры обнародуют её и начинают задавать вопросы.
Что касается коррупции в таких отраслях, как образование и медицина, то, как мне кажется, коррупционеры там появляются из-за неясной государственной политики: то ли платная медицина, то ли бесплатная, так же и с образованием. И разобраться с этим сложно. Государство должно набрать побольше воздуха в лёгкие, выдохнуть и сказать: «Да, медицина - платная». Другая сложность - в этих отраслях зачастую коррупцию сложно отделить от мошенничества. Надо человеку нормальный протез поставить, а ему ставят ржавый, тогда как пациент заплатил в полной мере за то, чтобы хоть какое-то время нормально походить.
Дмитрий Головин, председатель некоммерческого антикоррупционного партнёрства «Комитет 101»