Примерное время чтения: 5 минут
201

Анатомия жадности

Взяточничество, хищения бюджетных денег, служебная «нечистоплотность» чиновников всех уровней по-прежнему остаются одной из самых серьезных бед Уральского региона. О сути коррупции и трудностях борьбы с этим всепроникающим явлением корреспондент «АиФ-Урал» беседовал с начальником отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Свердловской области Олегом Полуэктовым.

Вирус широкого профиля

Артем Рыжаков, АиФ-Урал: В чем заключается понятие коррупции?

Олег Полуэктов: Определение коррупции содержится в соответствующем Федеральном законе – «О противодействии коррупции». Но проблема эта сводится не только к проблеме взяточничества и откатов. Термин также подразумевает нарушение закона государственными служащими в части запретов и ограничений, хищение бюджетных средств коммерческими организациями. Эта криминальная сфера – очень широкая. Ответственность за коррупционные нарушения бывает не только уголовная – может наступать и дисциплинарная, и административная ответственность. Например, не так давно были внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях: согласно нововведениям была предусмотрена административная ответственность за ряд коррупционных нарушений.

– Высок ли уровень коррупции в Свердловской области и в каких сферах она чаще всего выявляется?

Наиболее часто такие преступления совершаются в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Например, не так давно вынесли приговор заместителю руководителя Фонда поддержки индивидуального жилищного строительства Александру Перминову, также вспомним уголовное дело против бывшего мэра Краснотурьинска и ряд других. К сожалению, коррупционные преступления совершают и лица, которые должны бороться с этим явлением – примером тому служит уголовное дело против замглавы регионального Управления Федеральной антимонопольной службы. И это только вкратце.

Не менее подвержены коррупции чиновники, распоряжающиеся государственной и муниципальной собственностью. Только один пример: недавно мы направили в суд уголовное дело в отношении руководителя Ивдельского лесничества – за получение взяток и незаконное распоряжение лесными участками.

То же самое в бюджетной сфере – я говорю о хищении казенных средств, таких дел много. Причем красть могут не только чиновники, но и коммерческие структуры. В этом году мы рассматривали ряд уголовных дел в отношении руководителей коммерческих предприятий, которые похищали бюджетные деньги по государственным и муниципальным заказам.

Эффект наркотика

– В чем причина распространения коррупции?

– Она такая же, как и везде по стране: чиновник хочет быстро обогатиться, взяткодатели – быстро и безболезненно решить проблемы или добиться своей цели в обход закона. Материальный мотив преобладает. Кроме того, стимулирует к распространению коррупции определенная безнаказанность: человек видит, что его коллега берет взятки, его не поймали, и начинает тоже брать. Надо понимать, что коррупционные преступления – самые латентные, то есть скрытые. Этому есть простое объяснение – и взяткодатель, и получатель взятки заинтересованы в том, чтобы их не уличили. В связи с этим проблема борьбы с коррупцией на Среднем Урале стоит остро.

На мой взгляд, у коррупции такой же эффект, как у наркотика: если человек взял один раз и остался безнаказанным, то он продолжит этим заниматься. Появляется зависимость. Вспомните дело Перминова – до сих пор, уже после приговора, за ним выявляются новые преступные эпизоды. И, наконец, нельзя забывать о том, что взяткодатели определенным образом подталкивают чиновника к преступлению – упрашивают, говорят, что ничего не случится, и так далее.

– Удивляет, что даже борцы с коррупцией попадаются на том же, с чем борются…

– Порядочность того или иного чиновника зависит только от него одного. Да, у нас много фактов, когда сотрудники полиции попадаются на коррупции. Напомним, в этом году было уголовное дело начальника отдела УМФД Екатеринбурга Сергея Рахманова, который «крышевал» рынок секс-услуг города. Прежде всего, личный уровень порядочности определяет, пойдет человек на преступление или нет. У всех госслужащих зарплата примерно одинаковая. Но ведь не все берут взятки и воруют.

Бой «с тенью»

Кстати
Правительство Свердловской области разрабатывает программу борьбы с коррупцией, на которую выделяется несколько миллионов в год. Деньги тратятся на социальную рекламу, буклеты, памятки, брошюры с рекомендациями для людей – что делать в случае, если у них вымогают взятку ,а также на соцопросы и исследования.
– Есть ли законодательные трудности в изобличении коррупционера и привлечении его к ответу?

– Особых трудностей нет – достаточно четко в этой части прописаны и Уголовный, и Уголовно-процессуальный кодексы. Законодательство достаточно прозрачно в этом вопросе. Могу сказать, что на моей памяти не было такого случая, когда несовершенство законодательство освободило бы преступника от уголовной ответственности.

– У нас все жалуются на коррупцию, но в быту, сталкиваясь с проблемами, многие россияне сами провоцируют на нарушение закона…

– Эффективно бороться с преступностью можно только тогда, когда есть профилактика. Поэтому, когда вы идете устраивать ребенка в детский сад, или на родительское собрание, или вас останавливает сотрудник ГИБДД, подумайте, прежде чем решать сложности взяткой: а не вы ли основной источник проблемы? Эта «низовая» коррупция, которая в большинстве случаев остается безнаказанной, порождает коррупцию на высших уровнях государственной машины: служащий, которого «прикормили», может пойти на повышение, станет влиятельным лицом и будет брать уже миллионы. Прежде чем жаловаться, начните с себя – не давайте взяток, не усугубляйте положение и будьте принципиальны.

Справка
6 уголовных дел возбуждено за 9 месяцев 2014 года по фактам коррупционных преступлений по инициативе прокуратуры Свердловской области.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах