С 1994 года он работал в центре производственного управления авиакомпании «СПАЭРО».
Клюшин окончил Киевский институт гражданской авиации. Его сокурсник, Александр Васьков, учился с ним на одном потоке. Он вспоминает Евгения и трагедию, унесшую жизни десяти свердловских летчиков.
Твердый хорошист
Алексей Заякин: - Александр, вы вместе с Евгением Клюшиным учились в Киевском институте гражданской авиации. Каким ветром вас туда занесло?
Александр Васьков: - Киевский институт гражданской авиации был на тот момент самым крупным авиационным вузом в Советском Союзе. В Риге и Москве тоже были такие же заведения, но в них обучалось намного меньше людей. Мы хоть и оба из Свердловска, но знакомы до обучения не были. В 1988 году поступили в этот авиационный вуз. Обучались на факультете технической эксплуатации авиационного оборудования. Жили в одном общежитии. Учились в соседних группах. Вместе ездили домой на каникулы. Евгений был твердым хорошистом, не отличник, конечно, но и не двоечник. Преддипломную практику мы с ним проходили прямо в институте. У вуза имелся свой учебный аэродром, где были представлены все основные типы самолетов. Выучились мы в итоге на инженеров-электриков.
- Как сложилась ваша и его судьба после учебы?
- Мы окончили вуз в 1994 году. Времена, сами понимаете, какие были – Союз развалился, работы днем с огнем не сыщешь. Жене было, конечно, попроще. У него отец был летчиком. Тогда на хорошую должность как брали: отец на пенсию уходил, его место сын занимал. Папа устроил его в авиакомпанию, в центр производственного управления компании. Я какое-то время работал в охране аэропорта Кольцово. Потом также удалось устроиться в «СПАЭРО». Можно сказать, что я был первым представителем авиакомпании в аэропорту. Координировал практически все вопросы, которые возникали в процессе взаимодействия экипажа и наземных служб – питание, заказы, заправка, работа с пассажирами. В те годы компания бурно развивалась. Как раз начались пассажирские перевозки в Турцию, Эмираты. Помните, знаменитые челночные рейсы. Одежду сюда возили, здесь ведь ничего не было. По 40 тонн за рейс доставляли.
- С другими летчиками погибшего лайнера вы были знакомы?
- Мы достаточно часто пересекались в аэропорту. Не сказать, чтобы дружили близко. Все-таки они «грузовые» летчики, а я работал на пассажирских перевозках. Незадолго до трагедии они привезли мне из Эмиратов мягкую мебель. К ним, конечно, многие хотели попасть на работу, место хлебное. В те годы была возможность даже автомобили возить из за рубежа в грузовых самолетах. Это, естественно, не афишировалось. Да и командировочные им платили в долларах, если выезд был за пределы страны. Насколько я помню, Евгений не должен был лететь на том злополучном рейсе. Его попросили подмениться. Деньги всегда нужны. Он не отказал.
Серия взрывов
- Почему зарубежные компании часто прибегали к помощи российских перевозчиков? У них своих лайнеров что ли не хватало?
- Все регулировал рынок. «СПАЭРО» - частная авиакомпания. Менеджеры выходили с предложениями на европейцев. Выставляли цену, стоимость перевозки, обозначали марку самолета, тоннаж. Бывало, что лайнер улетал из Екатеринбурга, и месяц летал по Европе с грузами.
- После падения, по словам очевидцев, было много взрывов. Вы знаете, что они перевозили на борту?
- Сейчас, конечно, правды уже никто не скажет. Было там что-то запрещенное или нет, мы не знаем. Хотя вопросы действительно есть. Уж больно сильно взрывалось после падения. Официально, насколько я знаю, сообщалось, что на борту были самолетные покрышки. Наверное, еще пиропатроны, которые и могли вызвать такую серию взрывов.
- Где вы были, когда случилась авиакатастрофа?
- Я находился на работе в офисе. Из Белграда пришла телеграмма, что у нашего самолета проблемы, какая-то неисправность. Он кружит в небе и вырабатывает топливо. Конечно, в тот момент мы не думали, что все настолько серьезно. Потом пришло сообщение – crash. Первое время думали, что может хоть кто-то выжил. Потом, когда узнали, что самолет на два метра ушел под землю поняли, что спастись в такой авиакатастрофе нереально.
- Где-то писали, что на борту имелись парашюты, однако почему-то летчики ими не воспользовались.
- В стандартном Ил-76Т никаких парашютов нет. Вряд ли у них они были. Мне, если честно, не особо верится в официальное расследование причин катастрофы. Уж больно чудовищная цепочка событий складывается. Такое ощущение, что произошло какое-то общее замыкание сетей. А вот почему так случилось, никто не знает. Мы можем строить только домыслы, и теряться в догадках. Возможно, им бы удалось отрегулировать электрику на самолете, если бы они добрались до автоматов защиты. Однако из-за груза сделать этого они не смогли.
Заблудились в пространстве
- Современный самолет, насколько я понимаю, вообще не сможет взлететь без электрооборудования. Как им удалось три часа кружить в небе?
- Ил-76Т - военный самолет. Его живучесть очень велика. На этом лайнере прямое управление, а не дистанционное, как на современных машинах. Благодаря этому им долгое время удавалось удерживать высоту в сложных метеоусловиях при низкой облачности. Сложено представить ту атмосферу, которая царила на борту. Бешеные нагрузки, груженый лайнер. Думаю, они сильно вымотались, хотя пилоты были здоровыми мужиками. В результате они потеряли концентрация и во время очередного захода на посадку просто заблудились в пространстве и зацепили крылом землю. Возникает вопрос, почему они кружили над землей, а не полетели на Восток, на свою территорию? Можно было попробовать лететь навстречу солнцу. При дневном свете посадить лайнер было бы проще.
- У Евгения в Екатеринбурге осталась жена. Наверное, сильно переживала?
- Он женился примерно за год до трагедии. Помню, как мы гуляли в кафе «Киев» на Карла Либкнехта в центре Екатеринбурга. Детьми они с супругой не успели обзавестись. Как сложилась судьба его супруги даже и не знаю. Отпевание ребят проходило в окружном доме офицеров. Атмосфера там была, конечно, жуткая. Даже вспоминать не хочется.
- Насколько сильно эта катастрофа ударила по авиакомпании?
- Очень сильно. У «СПАЭРО» забрали летную лицензию. Но самое страшное - это потеря имиджа. Многие компании просто не стали с ними работать. Конечно, лайнер и пилоты были застрахованы, поэтому много денег руководитель не потерял, но после такого происшествия фирма, скорее всего, была обречена, поэтому вскоре и закрылась.
Досье
Александр Васьков родился 8 июля 1971 года в Свердловске. Учился в Киевском институте инженеров гражданской авиации. Сейчас работает в компании «Уральский авиасервис».