Трагедия, случившаяся в небе над Белградом 19 августа 1996 года и унесшая жизни десяти свердловских летчиков, не обошла его стороной. В авиакатастрофе погибли его близкие друзья и сослуживцы. На правах анонимности он рассказал о погибших товарищах и авиакомпании.
Потомственные летчики
- Алексей Заякин: - Вы, как я понимаю, знали практически весь экипаж. С кем из ребят пересекались особенно часто?
- Я дружил со вторым пилотом Димой Батищевым. По служебным делам часто уезжал в Эмираты. Так вот он ко мне приезжал в гости. Мы учились с ним в школе № 92 в Кольцово. Знаю, что некоторые из погибших пилотов были потомственными летчиками. Пошли по родительским стопам.
- «СПАЭРО» была первой грузовой авиакомпанией на Среднем Урале?
- Да. Наша авиакомпания создавалось позже, мы были в какой-то степени конкурентами. Хотя у них был свой рынок, у нас – свой. У руководителя «СПАЭРО» Валерия Спурнова были очень напряженные отношения с руководством аэропорта Кольцово, поэтому они базировались в Челябинске. Честно сказать, его преследовали неудачи. Одно время они занимались сбросом гуманитарных грузов в Африке. Так вот умудрились контейнером с продуктами раздавить миротворцев, которые находились на земле. Скандал тогда был жуткий. Пришлось выплачивать солидные компенсации пострадавшей стороне.
- Рейс в Белград, а затем на Мальту должен был поправить их хрупкое экономическое положение?
- Это был солидный контракт, и рейс в Югославию обещал стать очень прибыльным мероприятием. По слухам, на борту была продукция двойного назначения. Конечным пунктом после Югославии значилась Мальта. Однако, опять-таки по слухам, реальной точкой должен был стать Триполи. На Ливию тогда были наложены санкции со стороны ООН. Поговаривали, что свердловские летчики должны были доставить Муаммару Каддафи пиропатроны под кресла истребителей. Именно они после падения лайнера еще долго взрывались. Один хвост по большому счету остался. Естественно рейс был засекречен. Возможно, что Мальта была всего лишь прикрытием.
Штурвал не крутился
- Причиной трагедии называют полный отказ всех электроприборов на борту лайнера. Был ли у летчиков шанс на спасение?
- Двигатели у них работали, топливо было в достатке. Если провести сравнение с ситуацией, то это как двигаться на машине, у которой работает только аккумулятор и двигатель. Да еще и видимость была практически нулевая – низкий туман. Югославы поднимали в небо истребители, у них как-никак на борту было два человека, сопровождавших военный груз. Наши ребята их просто не видели. Можно было по «рыбьему глазу» (компасу), который находится на приборной доске, попытаться лететь в сторону рассвета и там уже что-то придумывать. Да хоть в поле сесть, но в условиях видимости. Шансов было бы намного больше.
- Что собой представляет самолет Ил-76Т?
- Кабина летчиков состоит из двух этажей. Снизу прозрачное стекло. Как потом рассказывали люди, бывшие на месте катастрофы и видевшие тела летчиков, бортоператора Сашу Воробьева они положили снизу на стекло, чтобы он хоть что-то мог разглядеть на земле. Он командовал пилотам, куда лететь. Штурвал у них практически не крутился. Они были вымотаны до предела. Когда приближались к земле, был сильный крен, приходилось каждый раз уходить на второй круг. Всего было сделано семь попыток.
- Может они не хотели скандала? Если бы приземлились в другом аэропорту, к ним было бы много вопросов.
- Уж очень им хотелось довести операцию до конца. Скорее всего одна ошибка повлекла за собой другую – пошла цепная реакция. Я много читал об этой истории на авиационных форумах. Им нужно было добраться до автоматов защиты – оперативно отреагировать на неисправность, тогда, возможно, последствия оказались не такими печальными. Думаю, они действительно боялись сорвать задание. Хотели спасти груз, а надо было спасать себя.