Местные подростки в нём души не чают. Вместе с ребятами он сколотил поисковый отряд и уже несколько лет ездит по местам воинских захоронений.
Школьный музей
На археологии и различных экспедициях Илья Тупиков был помешан с детства. Как он сам признаётся, в своё время ему удалось излазить практически все уральские пещеры и найти десятки костей мамонта и керамических черепиц, которым не одна тысяча лет.

После нижнетагильской педагогической академии и получения степени бакалавра Илья принял решение вернуться в родную Нейво-Рудянку, где, кстати, его предки поселились ещё в далёком 1720 году.
«Здесь мне лучше и роднее, поэтому отверг другие предложения, которых было в избытке, - говорит Тупиков. - Считаю, что в родной школе я буду более полезен обществу, потому что мой долг - улучшать свой дом и свою родину. Да и вообще если мы сейчас все уедем из деревни, то кто будет учить детей в глубинке?»
Сегодня кроме преподавания истории, обществознания и ОБЖ Илья ещё успевает руководить школьным краеведческим музеем. Вместе с ребятами он изучает историю родного
посёлка, пополняет музейную базу, организует выставки. Кроме того, подростки и их учитель следят за сохранностью археологических памятников, которых в избытке около Нейво-Рудянки. Например, знаменитый на весь мир Шигирский идол был найден именно в окрестностях посёлка.
«Школьный музей появился ещё 15 лет назад, когда я сам был учеником, - вспоминает Тупиков. - А я уже тогда очень был увлечён стариной и бытом прошлых веков. Например, как-то на чердаке в своём доме отыскал старинные весы середины 19 века. Принёс их в музей. У нас почти весь посёлок состоит из памятников архитектуры - 80% деревянных домов с вековой историей, поэтому есть что поизучать».
Что интересно, никого из учеников из-под палки Илья заниматься археологией или краеведением не заставляет. Ребята сами, по его словам, очень быстро втягиваются в процесс, потому что, когда речь на уроках идёт об истории родного посёлка, это интересно всем без исключения.
Другие люди
Три года назад учителю из Нейво-Рудянки позвонила директор центра детского творчества из Кировграда. Предложила организовать поисковый отряд и отправиться с детьми в экспедицию, тем более что деньги на поездку выделили спонсоры. Тупиков поначалу, конечно, опешил. Всё-таки подобной работой он никогда не занимался. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Вскоре отряд был сформирован.
«С собой, я конечно же, взял проверенных ребят, тех, с кем ходил в археологические экспедиции, - говорит Илья. - А ещё привлёк к поискам детей из неблагополучных семей. Подростки ведь на самом деле ни в чём не виноваты. Винить их в том, что они плохие и что у них проблемы с поведением, бесполезно. Зачастую просто так сложились семейные обстоятельства. Не ставить же теперь на этих подростках крест. Тем более я считаю, что их нужно просто увлечь интересным занятием, тогда и дурные мысли не будут посещать голову».
В первой же поездке ребята Тупикова отлично себя зарекомендовали. Его группа работала в Калужской области, в районе деревне Фомино, где во время Великой Отечественной войны шли ожесточённые бои. Здесь был разбит Всероссийский поисковый лагерь, куда съехались подростки со всей России.

«Вот где мои ребята в полной мере ощутили дух времени, - говорит Тупиков. - Для подростков поисковая работа стала сродни культурному шоку. Ребята нашли огромное количество осколков от снарядов, армейских касок и лопаток, попались им и останки бойцов Красной армии. В конце рабочей смены была проведена церемония захоронения - с воинскими почестями были погребены 106 солдат».
Через год группа Тупикова снова отправилась на раскопки, только теперь в Тверскую область. В этот раз его команде особенно повезло. В одной из гильз была найдена записка от русского солдата, который перед смертью просил передать послание жене в Башкирию. После возвращения с раскопок дальние родственники погибшего были найдены в глухой башкирской деревушке и записка доставлена по назначению.
«Молодёжь, конечно, меняется после таких поездок - обратно в поезде дети возвращались уже можно сказать, что другими людьми, - продолжает Илья. - Можно ведь без конца на уроках рассказывать, что такое война, но лучше один раз увидеть своими глазами, чем десять раз услышать».