Специализированный автомобиль курсирует по Екатеринбургу и в радиусе до 80 километров от областного центра.
От кровати до кровати
«Мне нужно довезти маму до больницы, а после приёма врача привезти обратно. Сколько это будет стоить?» Именно такие вопросы задают те, кто впервые оставляет заявку в Службе перевозки лежачих больных Обители милосердия Екатеринбургской епархии. Неудивительно, ведь до сих пор в большом городе не было социального такси, специализирующегося именно на такой категории пациентов.
Коммерческие структуры за транспортировку лежачего человека берут немалые деньги, поездка «туда – обратно» с ожиданием стоит более двух тысяч рублей, и родственники вынуждены раскошеливаться, поскольку других вариантов свозить близкого человека в больницу, на реабилитацию, в учреждения соцполитики до сих пор просто не было.
Сёстры и братья милосердия, несущие служение в обители, знали, насколько остро стоит эта проблема, как никто другой, ведь среди их подопечных почтенного возраста большинство не могут передвигаться самостоятельно. Поэтому проект создания Службы перевозки лежачих больных был разработан именно здесь, а благодаря полученному президентскому гранту его удалось воплотить в жизнь.
«Мы продумывали и создавали проект не только и даже не столько для себя, поскольку понимали, как много людей в таком большом городе нуждаются в социальном такси, – рассказывает специалист по социальной работе Обители милосердия Маргарита Гетман. – И мы изначально решили, что будем работать по принципу «от кровати до кровати», то есть машина приезжает по заявке, братья – Евгений Кузовников и Виталий Кутыгин – выносят пациента из квартиры, устраивают в автомобиле, довозят его и сопровождающего (присутствие которого обязательно) до места назначения, доносят до учреждения, ожидают, когда все дела пассажиров будут сделаны, и в обратном порядке: забирают, устраивают, довозят до дома, доставляют в квартиру».
По словам Маргариты, братья прошли специальную подготовку в Центре медицины катастроф, поэтому знают, как правильно нести и транспортировать человека, например, с переломом позвоночника, с последствиями инсульта или подростка с ДЦП. В особых случаях перед выездом братьев консультирует врач обители Татьяна Елохина, которая даёт рекомендации по транспортировке исходя из диагноза (его необходимо указать при оформлении заявки).
Знают братья и как обойти препятствия среды, которая в домах Екатеринбурга зачастую недоступна: в некоторых домах нет грузовых лифтов, а на лестничных площадках не развернуться с жёсткими носилками.
«Мы принимаем заявки не только на перевозку в больницу или какое-то социальное учреждение, – говорит Маргарита Гетман. – Конечно, это самый частый запрос, но мы уже возили людей на концерт православной песни, в музей, в храм. Если поездка принесёт пользу для души человека, мы непременно поможем. Ведь наша служба по сути единственная возможность для лежачих больных оказаться вне четырех стен комнаты».
Улыбка прилагается
Каждый пациент, каждый случай, каждый маршрут сотрудники Службы перевозки лежачих больных помнят в деталях. Но есть и такие, что оставляют особый след. «Помню, нам позвонила мама девушки, страдающей ДЦП, и попросила отвезти их с дочкой в храм, – рассказывает брат милосердия и водитель социального такси Евгений Кузовников. – Мы привезли девочку и прямо на каталке завезли в храм Косьмы и Дамиана. Это был для неё первый выезд в храм, до сих пор таинство причастия, например, она принимала на дому. Вы бы видели, как светились её глаза во время службы!»
На самом деле вероисповедание пассажира никакого значения не имеет. Диспетчер службы Анна Вострецова примет любую заявку, будь пациент хоть буддистом, хоть атеистом, хоть мусульманином. Евгений Кузовников рассказал, как однажды они везли из Нижнего Тагила (порой делают исключения из ограничений по километражу) мужчину, перенесшего инсульт, которого сопровождала жена. Когда они, уже в Екатеринбурге, подняли его на девятый этаж и занесли в квартиру, увидели, что на всех стенах висят суры из Корана. «Мы поняли, что это семья ортодоксальных мусульман, – рассказывает Евгений. – А женщина, в свою очередь, нас спросила, откуда наша служба (на машине она успела только прочитать «милосердие»), мы сказали, что из христианской обители. Она нас горячо благодарила за помощь».
Слова благодарности сотрудники службы слышат постоянно. Причём для людей важно не только то, что им помогли куда-то выбраться, но и то, что с ними поговорили в дороге, посочувствовали, выслушали, то, что им улыбались. «У наших пассажиров совершенно очевиден недостаток общения, – говорит Евгений. – Поэтому наше участие для них значимо. И для нас тоже. Господь так устроил, что мы можем сделать жизнь людей хоть немного светлее, и мы благодарны за это».
После поездки родственники пациентов (или сами пациенты) заполняют анкету, в которой отмечают по шкале от 0 до 10 качество оказанной услуги по определённым параметрам. Так вот, все без исключения в графе «улучшение эмоционального состояния» ставят 10 баллов. Это о многом говорит, не так ли? Впрочем, в других графах тоже стоят десятки.
Служба перевозки лежачих больных работает полгода, впереди у неё совершенно ясная перспектива на год. Потом – не ясная. Дело в том, что действие гранта – полтора года. Те, кто воспользовался услугами службы, уже сейчас волнуются: «Как мы будем без вас?» В обители же надеются, что за год найдётся меценат с милостью в сердце, который возьмёт социальное такси под опеку. «Господь управит», – говорят в обители.