191

В поисках бренда. Краснознамённая группа и другие сакральные символы города

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. «АиФ-Урал» 24/02/2021
Краснознамённая группа, языческий идол, православный храм – все они имеют право называться брендом Екатеринбурга.
Краснознамённая группа, языческий идол, православный храм – все они имеют право называться брендом Екатеринбурга. «АиФ-Урал»

Недавно исполнилось восемь лет со дня сноса Краснознамённой группы в Екатеринбурге – памятника, воздвигнутого ещё в 1974 году. Споры о необходимости её возвращения на старое место вылились в горячую полемику об «истинном» бренде столицы Урала.

Новый мэр открыл ящик Пандоры

Всё началось с того, что новоиспечённый глава города Екатеринбурга Алексей Орлов заявил, что возвращение Краснознамённой группы, которой столица Урала лишилась в 2013 году, под большим вопросом. «Предлагаю сейчас не давать обещаний, что я её восстановлю, – подчеркнул мэр. – Давайте вместе, учитывая все мнения, ещё раз посмотрим: на том ли месте она должна быть установлена заново либо есть какие-то другие решения». Параллельно выяснилось, что на данный момент вернуть композицию на старое место невозможно: машинное отделение, обслуживающее плотину, над которым она стояла, требует ремонта. И вообще подобные темы нуждаются в широком общественном обсуждении.

Вероятнее всего, Алексей Валерьевич ничего крамольного сказать не хотел, но его слова открыли ящик Пандоры. Поднялся нешуточный ажиотаж: за возвращение символа СССР тут же вступились многочисленные общественники, ветераны, поисковики, коммунисты, представители движения «Суть времени», ряд архитекторов и историков, депутаты различного уровня и ещё много кто.

Один из самых уважаемых в регионе людей – заслуженный врач РСФСР, почётный гражданин Екатеринбурга и Свердловской области Семён Спектор – написал главе города письмо: «Это не просто художественная композиция. Это народный памятник, который был подарен городу за вклад в Победу, за военные и трудовые подвиги. Его снос был вопиющим актом несправедливости, прямым оскорблением всех жителей города, которые чтят подвиг нашего народа».

Не остались в стороне и СМИ. На местном ТВ и одном из интернет-ресурсов были организованы опросы: в первом случае за возвращение группы проголосовало 89% горожан, во втором – 61%. Постепенно полемика переместилась в социальные сети, приобретая почти политическую окраску.

Снесли под покровом ночи

Напомним, что ещё в 1973 году Свердловск за «революционные и трудовые заслуги» был награждён орденом Ленина. Это событие решили увековечить созданием памятной стелы, которую год спустя и установили на Плотинке. Возвышаясь в центре города, она реально была одним из знаковых объектов областного центра.

Однако в 2013 году Красно­знамённую группу демонтировали. Городские власти уверяли, что это было сделано в целях реконструкции памятника, но до сих пор непонятно: почему это было сделано тайно, под покровом ночи? Данный акт вызвал сильнейшее недовольство горожан, которое выросло в разы, когда выяснилось, что конструкции стелы были сброшены под открытым небом на какой-то заброшенной территории – то ли стройки, то ли свалки.

Сначала вместо группы появились часы, которые отсчитывали время до Олимпиады в Сочи, потом их убрали, и с тех пор постамент на набережной стоит пустой.

За восемь лет восстановить символ СССР на его законном месте обещали многие политики и чиновники (последним был экс-мэр Александр Высокинский). Стела стала своеобразной разменной монетой, одним из рычагов влияния на электорат. 

Гражданские активисты ежегодно устраивают на Плотинке акции за её возвращение, в 2019 ушёл из жизни фронтовик, автор памятника Ролен Шеин. Но воз и ныне там.

Шигирский идол, Краснознамённая группа или храм?

«Группа была демонтирована внезапно, без какого-либо обсуждения и обоснования, – полагает экономист Александр Трахтенберг. – Её возврат на прежнее место – это просто восстановление статуса-кво. Иное решение – это в плюс всяким проходимцам от так называемых российских либералов».

Однако звучат и иные мнения, что, дескать, восстановление группы – это возврат к Советскому Союзу, что нужно перенести её «куда-то подальше», что такие памятники должны устанавливаться в «специальной зоне», куда люди будут приходить, чтобы отдать дань славному прошлому, и так далее.

В частности, достаточно прохладно к возвращению советского символа отнеслись представители православной общественности.

«Лучшие умы Екатеринбурга занялись поиском сакрального центра города, – отмечает представитель Музея святости Оксана Иванова. – Шигирский идол или Краснознамённая группа? Оба варианта маргинальны, хоть и громко озвучены, шансов на успех нет ни у тех, ни у других. Потому что сакральным центром потенциально является храм святой Екатерины. А пока он строится – Храм-на-Крови. Ни идола, ни ржавое железо большинство как своё священное не воспринимает».

Как видим, сколько людей – столько мнений. Но думается, что истина, как всегда, где-то посередине.

«Ключевая ошибка – сосредоточиться на одном бренде, – считает культуролог, специалист по PR Алексей Вдовин. – Екатеринбург нельзя позиционировать узко, да и технологически это безграмотно. Столица Урала – это и идол, и Краснознамённая группа, и храм…»

Кстати
Споры вокруг символов города активизировались в 2019 году с подачи Клуба экспертов Екатеринбурга. В составлении карты брендов тогда поучаствовало около двух десятков специалистов. При этом выяснилось, что брендов у нас – уже известных, потенциальных и абсолютно уникальных – более полусотни!

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах