В Свердловской области есть необычные железнодорожные мосты. Они напоминают виадуки, которые мчались в школу Хогвартс из волшебного мира Поттерианы. Пять необычных сооружений расположены в Красноуфимском районе и еще два ― в Пермском крае.
Виадук в Рябиновке: чудо архитектуры
Дорога из Екатеринбурга до первого виадука занимает примерно 3 часа. Мост расположен около деревни Рябиновка (10 км от Красноуфимска). Его история началась 108 лет назад, в 1914-м году. Тогда для строительства буквально вечных опор материалы доставляли по живописной реке Уфе.
«Виадук» в переводе с латинского «путь» (via) и «веду» (duco). То есть, это особый мост, ведущий через что-то и имеющий очень высокие опоры. Чаще всего виадуки строят, чтобы обеспечить движение транспорта через водное препятствие, например, озеро или реку
Туристы, которые хотят посмотреть на интересное архитектурное решение инженеров тех лет, смотрят маршрут в интернете и нередко путаются. Дело в том, что для разгрузки и увеличения пропускной способности узла в 2014-м году параллельно был построен новый железнодорожный путь.
Но и это еще не все: на этой же развязке есть еще один мост. Таким образом, сразу три конструкции разного возраста находятся в одном месте. А в открытых источниках чаще пишут лишь об одном ― Рябиновском.
«Мы увидели мост неожиданно, он будто вырос перед нашими глазами из земли, ― рассказывает жительница Екатеринбурга Екатерина Шерснева. ― Думали, что долго будем его искать, все-таки виадук ― сооружение внушительного размера, которое должно быть расположено подальше от населенных пунктов, а тут ― бах! ― и он прямо перед нами».
Все пять виадуков, в том числе в Рябиновке являются режимными объектами, поэтому они огорожены колючим забором и находятся под видеонаблюдением.
По этой причине подойти к мосту невозможно, а вот сделать оригинальные фотографии ― вполне. Под мостом проходит автодорога. Именно с нее получаются отличные снимки с видом на чудо архитектуры.
Саранинский завод: 11 пролетов
Средний Урал ― наиболее низкая часть Уральских гор, отличающаяся холмистостью. Если заходишь в лес, то и дело попадаешь на тропы, ведущие то вверх, то вниз, пусть даже и с небольшим набором высоты. Здесь же можно увидеть широкие долины рек и глубокие овраги.
Виадуки Красноуфимского района построили более 100 лет назад, чтобы провести южный ход Транссиба от Казани в Екатеринбург через особенную холмистую местность Урала
Чтобы обеспечить движение поездам по уникальной уральской местности, был построен еще один виадук, около поселка Сарана. Его называют мостом Саранинского завода или виадуком через Саранинский лог. Дорога до него немного сложнее, нежели до Рябининского ― она не асфальтирована.
«По ощущениям, мы ехали 10 км больше часа, потому что дорога убитая. На пути встречались только грузовые машины, водители которых смотрели на нашу миниатюрную KIA RIA с сочувствием», ― вспоминает Екатерина Шерснева.
К Саранинскому виадуку не подойти ― он огорожен колючим забором
11 пролетов моста смотрятся шикарно. Но для того, чтобы сделать фотографии, необходимо проехать по лесу в сторону реки Сарана, вдоль железнодорожного пути.
Виадук в Пудлинговом: самый длинный
Это самый длинный из всех виадуков. До него тоже добрались современные технологии ― строительство новой эстакады «закрыло» движение по мосту в апреле этого года.
Пудлинговый мост и виадук в Рябиновке впервые в практике железнодорожного мостостроения были возведены с использованием железобетона. Это новый для того времени строительный материал
Виадук в Пудлинговом имеет изогнутую форму, которая заметна только с возвышенности. Сделать фото вблизи не удастся ― проходы к мосту закрыты со всех сторон. Хотя, по словам туристов, это и не требуется: вид открывается именно издалека, а «нос к носу» сооружение впечатляет лишь своей массивностью.
Черная речка: доживает свой век
До следующего виадука добраться на легковой машине непросто: на дорогу без слез не взглянешь. К тому же после дождей ее еще и сильно размывает.
Трехарочное сооружение высотой в 20 м построено в 1918-м году. Составы ходили по этому виадуку до 1960-х. А потом рядом был построен новый путепровод, по которому поезда пошли в обе стороны. Старый виадук оставили доживать свой век.
А так виадук Чергая речка выглядит в теплое время года. Посмотрите, как живописно!
Урочище Долгий мост
Между поселками Пудлинговый и Сарана расположен пятый виадук, Долгий мост. Сфотографировать старое сооружение лучше всего удается либо со стороны дороги, либо со стороны небольшой поляны слева.
«Мост сам по себе внешне не сильно отличается от других. Разве что, количеством пролетов, наверное. Но сделать фото на память ― отдельный вид удовольствия. Для этого мы пробирались сквозь густую высокую траву на поляне слева от дороги. Было весело», ― рассказывает Екатерина Шерснева.
Все виадуки реально осмотреть за один день, но с учетом, что обедать вы будете не в кафе, а в дороге или на привале рядом с мостами. Возьмите с собой теплую одежду и резиновые сапоги (если идете весной или летом).
Не забудьте еду и сытный перекус. По дороге вы увидите много деревень с магазинами, но они работают далеко не все. И, конечно, фотоаппарат ― красоты Уральского края с вековой историей нужно обязательно сохранять на память в виде необычных снимков.