Жалоб стало больше
С одной стороны, объекты обмана на Среднем Урале из года в год остаются прежними: это продукты, коммуналка, мобильная связь, бытовая техника, одежда и обувь, продажа, покупка и аренда жилья, турпутёвки, выдача кредитов. С другой – нечистоплотные коммерсанты постоянно находят новые «лазейки» и поводы, чтобы облапошить доверчивых покупателей.
В Свердловской области количество жалоб на некачественные товары и услуги по традиции увеличилось в новогодние праздники. Санитарные врачи проверили новогодний ассортимент – из 5,6 тысячи единиц товара (сладких подарков, ёлочных украшений, масок, сувениров) более половины сбывалось со всевозможными нарушениями. В конфетных наборах была обнаружена продукция с истекшим сроком годности, а 90% забракованного «несъедобного» товара импортного производства вообще не имело информации на русском языке.
Никуда не делось из нашей жизни такое явление, как навязанные услуги.
Огромное количество нарушений допускают банки при выдаче кредита, предлагая вам застраховаться в определенной компании. При реализации автомобиля «впаривают» сигнализацию какой-то конкретной фирмы. Да что там говорить, даже при продаже обычного электрочайника пытаются всучить договор о дополнительной гарантии – по цене в 500 и более рублей. Хотя гарантию на пару лет бесплатно дает сам производитель!
Стали умнее
После продуктового сектора огромное количество нарушений ежегодно фиксируется в сфере ЖКХ. 76,8% в структуре обращений, рассмотренных специалистами на местах, составляют жалобы на коммунальные услуги. При этом львиную долю недовольства уральцев вызывает нежелание УК обнародовать какие-либо данные о своей работе.
Впрочем, за последние годы грамотность уральцев в потребительской сфере заметно выросла. Показательный инцидент между покупателем и администрацией торгового центра произошёл в Нижнем Тагиле. При покупке видеокамеры свердловчанка обратила внимание на ценник, где стоимость товара составляла 12 999 рублей. Ранее камера стоила 25 999, и скидка в 50% подтолкнула тагильчанку сделать покупку.
Однако сотрудники торговой точки отказались продать ей видеокамеру – якобы потому, что «истинная» цена техники составляла 19 999 рублей, но они просто… не успели переоформить ценник.
Но следует помнить, что обязанность продавца – своевременно предоставлять достоверную информацию о товаре. Иными словами, магазин обязан продать вам товар именно по той стоимости, которая указана на ценнике. И женщина не пустила дело на самотёк: за выявленные нарушения в отношении магазина было возбуждено дело об административном правонарушении.
Власти бездействуют?
По данным на 1 января 2014 года, в половине всех свердловских муниципалитетов вообще нет необходимых специалистов. Сегодня вопросы защиты прав потребителей на уровне муниципалитетов курируют 52 человека. В 2008 году их было 80. Причём большинство из них занимаются организацией рынка и вопросами ценообразования. С живыми людьми чиновники не работают.
Впрочем, надзорные органы отмечают, что достаточно неплохо на общем фоне выглядит столица Урала, где с 2009 года действует Екатеринбургский муниципальный центр защиты потребителей. В штате учреждения работает 6 специалистов: директор, три главных и два ведущих юриста. Они консультируют, рассматривают жалобы, ведут контроль качества и безопасности товаров и услуг, предъявляют претензии и иски в защиту горожан. В 2013 году к городским правозащитникам обратилось более 4 тысяч горожан. Важно то, что для уральцев, проживающих или работающих на территории Екатеринбурга, помощь предоставляется на безвозмездной основе, за счёт городского бюджета.
Наш каприз за ваши деньги
В этом году Всемирный день защиты прав потребителей будет проводиться под девизом «Справедливость для потребителей мобильной связи». Весьма актуальная для жителей Свердловской области тема.
В адрес ТУ Роспотребнадзора по Свердловской области с каждым годом поступает всё больше обращений от потребителей услуг мобильной связи. Так, например, в прошлом году жалоб было на 8,4% больше, чем в 2012 году. Львиная доля касалась подключения платных услуг без согласия абонента.
– Обратила внимание, что деньги, которые я кладу 10-летней дочери на телефон, быстро улетают, – рассказывает жительница Екатеринбурга Тамара Никонова. – При том что она редко звонит кому-то сама. Начала разбираться и диву далась: ребёнку изо дня в день приходила смс-рассылка астропрогноза, каких-то сомнительных новостей. Сотовый оператор прекратил безобразие только после того, как я пригрозила обращением в Роспотребнадзор.
– Однажды мне пришло СМС-уведомление, что в течение семи дней я смогу бесплатно пользоваться услугой оператора, которая заключалась в замене гудка ожидания на мелодию, – рассказывает наш читатель Артём Захаров. – При этом предлагалось в случае несогласия отправить сообщение на короткий номер. Я решил просто игнорировать эту «разводку». Спустя какое-то время деньги с лицевого счёта стали стремительно сниматься. Пришлось с этим долго разбираться, дело даже до суда дошло. Но факт нарушения моих прав как потребителя был доказан. Да, я не выразил отказа от услуги, но и согласия тоже. И никакого дополнительного соглашения в рамках договора не заключал, как положено по закону. Так что компания не имела права начислять абонентскую плату.
В связи с участившимися случаями подключения услуг вне рамок договора, специалисты Роспотребнадзора рекомендуют уральцам соблюдать меры профилактики. В частности, не следует вводить на незнакомых сайтах номера телефонов и коды активации, приходящие на телефон, не убедившись в бесплатности такой услуги. С большой осторожностью следует относиться к отправке СМС-сообщений на короткие номера. А при использовании телефона с сенсорным экраном рекомендуется внимательно следить за «всплывающими» окнами и вовремя их блокировать.
Кроме того, рекомендуется разъяснить детям меры предосторожности, связанные с получением каких-либо предложений на сотовый телефон.
Берегите нервы!
– Наше здоровье – дело наших рук. Если человек заботится о своём здоровье, в его жизни будет полный порядок. Понятно, что предприниматели преследуют свои интересы, и внутренняя чистоплотность у всех разная: деньги зарабатываются по-разному. В магазинах сегодня часто встречаются некачественные продукты и вещи. Далеко не всё, что лежит на прилавках продуктовых магазинов, полезно для здоровья. Именно поэтому нужно заранее понимать, какие покупки вы хотите сделать. В магазинах распространены рекламные акции, которые построены на психологическом манипулировании. Чтобы им противостоять, важно идти в магазин с чётким планом того, что нужно купить. Лично я, покупая продукты, обязательно смотрю срок годности и оцениваю качество товара – в будущем это экономит мне время, деньги и нервы.
Если вам нахамили, обсчитали, обманули – плюнуть и уйти точно нельзя. Если вы позволите так обращаться с вами, то оно и дальше так будет. Кричать, брызгать слюной и переходить на оскорбления – тоже ни в коем случае не стоит. А вот обратиться к руководителю торговой точки и написать претензию следует обязательно. В нашей стране бумага до сих пор имеет волшебную силу. Если правильно построить разговор, то любой руководитель будет только рад исправить случившийся казус и тем самым улучшить сервис.
Обман на каждом углу
Мне кажется, на земле нет такого человека, который не сталкивался бы с обманом в потребительском секторе.
А уж в России обман, обвес, обсчёт на каждом углу. Лично я однажды угодила в очень неприятную историю. Продала однокомнатную квартиру, а все деньги положила в банк. Хотела пожить на проценты. В результате банк лопнул, и я осталась ни с чем. Денег мне так и не вернули. После того случая я стала внимательнее и уже так просто свои сбережения какой попало организации не доверю.
Очень часто сталкиваешься с обманом в магазинах. Покупаешь дорогую вещь, тратишь огромные деньги. Надеешься на хорошее качество. Однако уже после первой стирки понимаешь, что вещь можно выбрасывать в мусорное ведро.
Что касается продуктов, то сплошь и рядом некачественный товар. Вроде бы на ценнике одна дата производства, а под плёнкой – совсем другая! Чек, естественно, не хранишь. Думаешь, да не пойду разбираться – мне мои нервы и здоровье дороже. Стараешься не расстраиваться.
Некоторые считают, что по эффекту бумеранга зло вернётся обратно. Но мне кажется, торгашам не воздастся. У них обман в крови.
Лишают свободы выбора
– Сказать, что структура обращений потребителей не меняется, – неправильно. Меняется ситуация на рынке, меняется и уровень просвещённости потребителей по вопросам рынка, структура и смысловое содержание их обращений. Если в начале нашей работы были примитивные обращения относительно некачественных вещей и продуктов, то сегодня эти вещи почти ушли в прошлое. Общая тенденция обращений смещается в сторону нарушений прав потребителей в области предоставления надлежащей информации. Это те случаи, когда потребителя вводят в состояние заблуждения – будь то покупка вещей, услуги или организация каких-либо работ. Здесь, как правило, всё упирается в то, что потребитель совершает покупку или заключает договор, не получив информации во всей её полноте. Человека просто-напросто лишают свободы выборы! В большой степени это касается и финансовых услуг, выдачи тех же кредитов.
В вопросе защиты своих прав люди, безусловно, изменились. Мы помогаем порядка 4 тыс. граждан, еще стольким же помогают общественные объединения, действующие на территории области. При этом количество обращений в суды намного выше этой цифры! Получается, что многие свердловчане просто не пользуются услугами консультантов при обращении в суд. Могу гарантировать, что уровень правовой культуры достаточно высок, во всяком случае – среди екатеринбуржцев. Но хотелось бы, чтобы был еще выше. Большинство предпринимателей сегодня также адекватны. Они понимают, когда к ним подходит грамотный потребитель, и тут же решают возникшую проблему.
– Сегодня нашего брата дурят сплошь и рядом. Если говорить об автомобилистах, то с обманом со стороны страховых компаний они сталкиваются каждый день. Людям выплачивают только треть суммы от ущерба после ДТП. Все потому, что страховщики при расчётах пользуются нормативами 2005 года, которые безнадёжно устарели, да и цены за 10 лет выросли в разы!
Если вы видите, что идёт откровенный обман, не оставайтесь равнодушными. Страховые компании надеются, что людям будет лень отстаивать свои права. Необходимо наказывать страховщиков. Идите в суд, к юристам. Как правило, суд всегда на стороне автолюбителей при рассмотрении подобных дел. Не забывайте правильно составлять претензию, обращаться к независимым экспертам при ДТП. Тогда вы сможете не только покрыть свои судебные издержки, но и оказаться в плюсе.
Смотрите также:
- Правозащитник Артемьев: «Как отстаивать права и не дать себя обмануть» →
- Свердловчане недовольны грубостью продавцов и беспределом на дорогах →
- Качество продуктов на Урале стремительно падает →