Дома-эталоны и строитель-сёрфингист. Новое - в маршруте «Живые дома Урала»

Некоторые из многоэтажных домов в микрорайоне ЖБИ были задуманы как образцово-показательные. © / Дарья Попович / «АиФ-Урал»

Накануне Дня строителя в Екатеринбурге презентовали новый маршрут проекта «Живые дома Урала». Район ЖБИ, который многие называют спальным, начинался с завода (как и сам город). Узнать, как там появились панельные многоэтажки, во сколько обошлось строительство известного супермаркета, и как молодые родители сами стали строить себе дома, можно на этом маршруте. Подробнее - в материале ural.aif.ru.

   
   

Школа от Кащея

Микрорайон ЖБИ раньше назывался Комсомольским. В пятидесятые годы прошлого столетия там развернулась грандиозная стройка. Она началась со стратегически важного объекта – завода железобетонных изделий. Это здание и по нынешним меркам выглядит весьма интересно – линии разного цвета создают ощущение ожившей архитектуры. Над его строительством трудилось несколько бригад, среди которых была и бригада девушек. «Они работают, не боясь трудностей. 135–140% нормы дают», – говорил о них бригадир Горюнов. Когда предприятие было введено в эксплуатацию, многие из тех, кто его возводил, устроились туда на работу.

Завод железобетонных изделий - объект, с которого начиналось строительство всего района Комсомольский. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Параллельно с заводом строились столовая на 150 мест и средняя школа на 520 мест. Она находится в нескольких шагах от предприятия. Бригадой, ответственной за каменную кладку и карнизные плиты, руководил товарищ Кащей.

Вокруг завода стало появляться всё больше многоквартирных домов. Поначалу речь шла об уютных четырёхэтажных постройках.

Школа, построенная вблизи завода, выглядела на тот момент весьма современно. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

«Глубокий котлован окружён буровыми установками. Они методично, настойчиво твердят: «Бум-бум». Старенький, с поцарапанными боками, видимо, немало послуживший, усердно клюёт кучу экскаватор ЭКГ-4. Им управляет Иван Сергеевич Коник. Через переднее стекло видно его строгое, внимательное лицо», – так в статье газеты «Свердловский строитель» от 3 февраля 1961 года описали возведение жилого дома на улице 40 лет ВЛКСМ, 12.

Во время стройки не всё проходило гладко: начальник горного цеха Алексей Гонин жаловался на старое оборудование, отсутствие запчастей и частые поломки экскаватора. «Чувствовалось, что Алексей Михайлович не любит жаловаться, ссылаться на кого-то или на что-то в своих недоделках. Он привык трудиться честно. Но когда видишь, что можешь работать лучше, что мешают трудности, которые могут быть устранены, невозможно не заявить об этом прямо, во всеуслышание», – писал корреспондент Слободин.

Прошло больше десяти лет, и на территории ЖБИ построили первый 16-этажный дом.

   
   
В тех самых многоквартирных 16-ти этажках живут люди. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Своё лицо

К концу 70-х годов Комсомольский был окружён улицей Сыромолотова, дублёром Сибирского тракта и посёлком завода имени Ленинского комсомола. Юго-восточный угол микрорайона стал служить въездными воротами в город со стороны аэропорта Кольцово. На территории было четыре жилых группы с двумя школами, рассчитанными на 2 252 учащихся, и четырьмя детскими садиками на 1 060 мест.

По мере того, как район разрастался, люди обращали внимание на внешний вид домов: многие говорили, что они слишком однообразны. Застройщики стали задумываться о том, как украсить «панельки». В итоге было решено отделывать многоэтажки уральскими камнями.

Район Комсомольский сейчас известен как микрорайон ЖБИ. А во дворах многоэтажных домов можно спокойно гулять со своими питомцами. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

«Город должен иметь своё лицо. Об этом говорят и художники, и архитекторы, и дизайнеры. Три дома, построенные из красивых панелей, погоды не делают», – писал журналист Чуркин. Кроме того, готовилась новая застройка микрорайона. В рекордные сроки был построен дом со 141 квартирой. Цокольный этаж и фундамент здания на шесть подъездов смонтировали всего за месяц. При запуске в эксплуатацию нескольких домов бригадирам пришлось понервничать. За две недели до сдачи выяснилось, что в них не было отопления, воды и газа. Однако и с этой проблемой тогдашние строители справились.

У экскаваторщика Германа Андреева было увлечение, нетипичное для того времени: сёрфинг! Доску для сёрфинга он собрал сам, следуя инструкции в журнале, и плавал в свободное время по озеру Окунькуль. «Почему человек пьёт? – размышлял он в газете «Свердловский строитель». – Потому что не знает, чем заполнить свой досуг, не найдёт занятия по душе. Большое значение имеет и психологический микроклимат в коллективе».

На широком пространстве перед супермаркетом можно отдохнуть на скамейке, разгадывая кроссворды. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Общественный призыв

В начале сентября 1987 года в газете появилась статья «Наши коллеги возводят «Кировский». Этот супермаркет одним из первых в городе получил собственное имя (а не просто – универсам). «Общая сметная стоимость – 2 миллиона 900 тысяч рублей, строительно-монтажных работ – 2 миллиона 100 тысяч», – говорилось в материале. Строительство шло зимой, в непогоду, а ближе к весне здание одели в каркас из металлических конструкций. Этот магазин изначально должен был отличаться от остальных. Продукция поступала туда в расфасованном виде, а складских помещений внутри было значительно меньше, чем в универмагах.

Супермаркет в молодом строящемся районе должен был отличаться от остальных уриверсамов. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Район ЖБИ строили не только профессионалы, но и так называемые «бойцы общественного призыва». Они шли работать на ударную комсомольскую стройку по путёвкам городского комитета комсомола.

Привычный всем жителям Екатеринбурга выставочный центр КОСК строился как объект особой важности. Он был задуман в качестве культурно-оздоровительного центра (КОЦ) микрорайона. «Уголки для отдыха, сауны для спортсменов, зелень и высокое тёплое искусственное небо над головой сделают КОЦ круглогодичным культурно-спортивным центром жилого района», – писала пресса.

Строительство КОСКА было особенно важно для района ЖБИ. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

ЖБИ отличается от остальных районов города одним уникальным явлением – движением МЖК (молодёжный жилой комплекс). В появлении этого района на карте города участвовали стройотряды.

«Эта история больше никогда не повторится, – рассказывает научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков. – То, что сделали эти люди, было возможно лишь в советскую эпоху. Они создали сложную инфраструктуру, по сути, построив дома для своих же семей. Это проект, в котором участвовал комсомол, предприятия-дольщики, заводы».

Движение эмжековцев было мечтой о лучшем городе. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Главным вдохновителем движения МЖК в Свердловке был командир студенческого стройотряда УПИ Евгений Королёв. Он собрал своих знакомых стройотрядовцев, затем они вместе обратились к первому секретарю обкома Борису Ельцину, а позже смогли получить ресурсы для строительства МЖК.

У движения эмжэковцев был амбициозный проект – построить школу будущего. В этой школе не только стены должны были быть новыми, но и принципы обучения детей. Как раз для их обсуждения молодые люди приглашали учителей со всего Советского Союза. В конце 80-х часть часть представителей МЖК отправилась в Венгрию, чтобы перенять опыт обучения детей. Правда, далеко не все идеи удалось воплотить.

По замыслу строителей, новый молодёжный жилищный комплекс планировался как прообраз города мира. Это должно было выражаться и во внешнем облике района. Один из широких проспектов в планах напоминал реку, в которую вливаются ручейки-дорожки. Дома задумывались так, чтобы они выступали лесенкой. Каждому двору хотели придать дружелюбный вид, отсюда эти многочисленные мостики, башенки, каменные лабиринты для детей. Основная часть жилых зданий, построенных МЖК, расположена недалеко от Каменных Палаток. Некоторые конструкции выглядят загадочно, например, каменный амфитеатр в одном из дворов.

Дворы с каменными лабиринтами для детей и сейчас выглядят необычно. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Вместе с домами молодёжь строила спортивные клубы. Движение имело свою систему взглядов на дома будущего и на многое другое. На собрания эмжэковцев приходили люди со всего города.

Кстати:
Маршрут «Живые дома Урала» вошёл в Книгу рекордов России как самое длинное путешествие по строительству, - отмечает организатор маршрута, официальный представитель СРО «Уральское объединение строителей» Денис Снетков. – На каждом объекте отмечены истории и биографии строителей. Аудиоэкскурсию по району ЖБИ можно прослушать по ссылке: https://izi.travel/ru/browse/fe36b4d4-c930-4b7c-8ab5-fd7375e1ec24