В Екатеринбурге обострился конфликт между властями и представителями малого бизнеса. На кону – порядка полумиллиарда рублей в городском бюджете и 24 тысячи рабочих мест.
Ларьки вне закона
Избавить город от киосков мэр Высокинский пообещал ещё в прошлом году, когда вступал в должность. По его задумке, из центра Екатеринбурга должны исчезнуть все нестационарные торговые объекты (НТО), исключая лотки с мороженым и питьевой водой и павильоны «Роспечати». Исчезнуть или отправиться на окраины должны даже популярные в народе палатки «Овощи-фрукты». В конце весны 2019-го эти планы начали воплощаться в жизнь: глава комитета по товарному рынку Елена Чернышева стала собирать ларёчников, убеждая их, что «так жить нельзя».
До опросов и экспертов пока не дошло, а малый бизнес уже сейчас воспринял инициативу администрации не иначе, как раскулачивание.
«У нового мэра идея-фикс – к 300-летию Екатеринбурга сделать город красивым, - говорит предприниматель Иван Визгалов. – Но почему это делается за счёт горожан? Люди к ЧМ-2018 по просьбе властей за свои деньги сделали реконструкцию павильонов. В среднем один объект обошёлся в 500 тысяч рублей, для малого бизнеса это очень существенные средства. Кому-то пришлось брать кредиты. Нас обещали не трогать семь лет, но около месяца назад власти объявили: вы работаете ещё год, а потом либо уходите, либо участвуете в аукционе и выкупаете свои торговые точки. При этом глава города не предоставил никаких экономических обоснований. Нам не предлагают никаких альтернатив, никаких компенсаций».
Подчеркнём, что речь идёт только о законной торговле. Сегодня в Екатеринбурге 2 380 таких объектов: остановочные комплексы, торговые павильоны, ларьки, киоски. Нелегальные палатки с шаурмой, кочующие по городу с места на место, – это из другой оперы.
Цена вопроса
Проблема ещё и в том, что новые договоры предусматривают упрощённую процедуру сноса торговых точек. Но коммерсанты боятся подписывать этот документ, с ужасом вспоминая опыт Москвы, где в 2016 году власти устроили массовый снос уличных павильонов. Операцию окрестили «Ночь длинных ковшей».
Между тем, киоски приносят в городскую казну порядка полмиллиарда рублей в год. Но дело не только в деньгах, дело – в людях. В торговых павильонах сегодня трудится порядка 24 тысяч жителей Екатеринбурга, многие из которых – предпенсионного и пенсионного возраста. Если даже треть из них лишится работы, может начаться коллапс.
Известно, что в конфликт уже вмешалась прокурор Екатеринбурга Светлана Кузнецова, а также один из федеральных парламентариев. «Основная «зачистка» коснётся центра города, - рассказал депутат Госдумы РФ Андрей Альшевских. – Бизнесмены к столь резким переменам не готовы. Но прокурор уже рекомендовала городским властям найти общий язык с предпринимателями. Например, если какой-то адрес мэрия убирает из схемы размещения нестационарных объектов, то должна предложить владельцу павильона альтернативную площадку».
Второй «сквер»?
По словам народного избранника, в судебных процессах ряда регионов прямо прописано, что чиновники не могут выгонять ларьки с насиженных мест без веских оснований. Об этом же говорится и в методических рекомендациях, разработанных Минпромторгом РФ.
«Эта ситуация на руку сетевикам, крупным торговым центрам, - полагает один из предпринимателей. – Маленькие магазины не могут с ними конкурировать по ценам, а киоски – могут! В таком случае – чьи интересы представляет власть?»
Сегодня в ряде киосков продавцы просят покупателей подписаться за сохранение торговли. На данный момент собрано около 30 тысяч откликов. Уральские бизнесмены говорят: второго «сквера» в городе не будет. Но, как выразился один из недовольных, Екатеринбургу к революциям не привыкать. Одной больше, одной меньше…
Смотрите также:
- Страсти вокруг шаурмы. Прокурор города назвала работу УМВД «профанацией» →
- Газеты Екатеринбурга объединились против сноса киосков «Роспечати» →
- Чиновники Екатеринбурга объявили войну киоскам →