По данным совместного опроса СК «Росгосстрах» и банк «Открытие» (входит в группу ВТБ)*, большинство россиян при выборе автомобиля ориентируются на отзывы в сети интернет и рекомендации друзей, а финальный выбор делают на основе трех параметров: стоимости, марки и класса машины. При этом многие респонденты отдают предпочтения нейтральным цветам автомобиля – серому, серебристому и белому.
Только 48% опрошенных предпочитают самостоятельно изучать технические характеристики и выбирать машину, основываясь на личном мнении. Чаще всего респонденты покупают машину, принимая во внимание отзывы друзей и знакомых, а также комментарии других автомобилистов в интернете – так поступают 52% респондентов.
Ключевыми факторами при выборе автомобиля для россиян оказались стоимость (44%), марка или страна-производитель (37%), а также класс и характеристики авто (27%). В топ-10 важнейших параметров также вошли: мощность двигателя – 26%; привод – 20%; коробка передач – 18%; объем двигателя – 15%; цвет автомобиля – 12%; безопасность – 8%; наличие дополнительных опций – 7%.
«Годом ранее автолюбители также назвали цену главным критерием при выборе новой машины и техническое состояние – при покупке авто с пробегом. Сегодня для молодых автовладельцев до 30 лет внешний вид, удобство и комплектация нового автомобиля важнее экономии топлива, а старшее поколение чаще других обращает внимание на потребление горючего и класс автомобиля. Водители-мужчины среди прочих факторов чаще делают свой выбор, основываясь на надежности автомобиля, а автоледи – на типе коробки передач», – отметили в пресс-службе банка.
Интересно, что большинство россиян предпочитают покупать автомобили нейтральных цветов: серого (21%), серебристого (21%) и белого (15%). В топ-5 популярных цветов также вошли черный (12%) и синий (8%).
На покупку имеющейся сейчас машины 36% респондентов потратили до 1 млн рублей, 31% – от 1 млн до 2,5 млн рублей. Еще четверть (25%) опрошенных приобрели машину за 2,5-5 млн рублей, а 8% – более чем за 5 млн рублей.
На содержание автомобиля, включая страховку, ТО, мелкий ремонт и топливо, 45% опрошенных тратят ежемесячно до 10 тысяч рублей, 31% – сумму в 10-30 тысяч рублей, а 20% – от 30 тысяч до 100 тысяч рублей. Еще 5% респондентов вкладывают более 100 тысяч рублей в месяц в свой автомобиль.
При этом у 58% россиян оформлен лишь полис ОСАГО. Еще 32% оформили каско при покупке автомобиля, а 10% – через некоторое время после приобретения машины. Более трети (38%) опрошенных заплатили за каско в год до 50 тысяч рублей, 51% – от 50 тысяч до 100 тысяч рублей, а еще 11% – свыше 100 тысяч рублей.
Часть респондентов также оформляют страховку дополнительного оборудования автомобиля. Чаще всего они страхуют противоугонную систему (21%), элементы декора салона, например, чехлы и обивку (16%) и внешние элементы кузова, например, обвесы (12%). Еще по 10% опрошенных застраховали диски и акустическую систему автомобиля.
«Понятно, что для многих основным критерием при выборе является ценовые параметры автомобиля и его содержания – это не должно быть обременительно для семейного бюджета. Такой рациональный подход к покупке также требует учитывать надежность модели и сразу закладывать в расходы на содержание стоимость добровольного автострахования – чтобы избежать непредвиденных затрат в случае поломки или аварии. А при нынешнем уровне цен на запчасти и лакокрасочные материалы даже небольшое ДТП может стать финансовой проблемой. Важным критерием нам кажется и наличие в автомобиле систем активной и пассивной безопасности, что снижает вероятность ДТП с серьезными последствиями для водителя и машины. А вот, например, цвет – вопреки расхожему стереотипу о том, что красные и прочие яркие машины на дороге заметнее и поэтому безопаснее, – по нашей статистике не влияет на вероятность попасть в ДТП», – говорит начальник управления добровольного розничного автострахования страховой компании Елена Федорова.
*Репрезентативный опрос проведен в марте 2024 года среди 1236 граждан старше 18 лет во всех федеральных округах РФ.