Мультфильмы любят и дети, и взрослые, но авторские анимационные работы понимают далеко не все. Почему те порой кажутся мрачными и отталкивающими? На каких примерах стоило бы поучиться современным режиссёрам? Кто рисовал звук? На эти и другие вопросы в международный день анимации (отмечается 28 октября) отвечает режиссёр анимационного кино, заслуженный художник России Сергей Айнутдинов. Подробнее — в материале aif.ural.ru.
«Знать, как таблицу умножения!»
Дарья Попович, «АиФ-Урал»: — Сергей Сагитович, в чём для вас заключаются критерии хорошего мультфильма?
Сергей Айнутдинов: — Для меня анимация — это образ жизни, и она сродни поэзии, особенно, если мы говорим об авторских работах. Сюжет в таких мультфильмах, как правило, сложно пересказать, как невозможно пересказать хорошее стихотворение. В них есть атмосфера, неожиданные ассоциации и многие другие факторы, которые делают их особенными. Обычно те, кто этим занимается, участвуют в различных фестивалях, где не только показывают, но и смотрят авторские работы для детей и взрослых.
Язык и содержание авторских мультфильмов бывают различными и в профессиональной среде вызывают противоположные оценки. Не буду озвучивать многие из них, потому что коллеги могут со мной поспорить. Для себя выделил главное мерило — насмотренность, понимание того, что было снято раньше. Увы, далеко не все художники изучают историю анимации. Некоторые не помнят, с чего она начиналась и какие эксперименты ставили мультипликаторы на заре её эпохи. А ведь какие-то режиссёры того времени давно стали классиками. Их имена и работы нужно знать, как таблицу умножения!
Один из них — польский режиссёр Збигнев Рыбчинский. Каждый уважающий себя аниматор обязательно должен посмотреть его «Танго», снятое в 1981 году. Длится анимационный фильм чуть больше восьми минут, но за это время мы наблюдаем целую жизнь 36 персонажей, причём в маленькой комнате. Конечно, техника пикселяции понравится далеко не всем, но это уже другой вопрос.
Или канадский художник и режиссёр Норман Мак-Ларен, чьё творчество тоже надо знать! Это один из основоположников авторской анимации. Столько экспериментов, например, бескамерная анимация (техника, при которой изображение наносится прямо на плёнку). Он даже рисовал звук: создавал особый узор на плёнке, который воспроизводил с помощью специальной аппаратуры. Также Мак-Ларен делал запоминающиеся фильмы в технике перекладки (это покадровая съёмка плоских фигур, вырезанных из бумаги или картона).
Не могу не упомянуть известного отечественного режиссёра Юрия Норштейна, работающего в соавторстве с художником Франческой Ярбусовой. Вместе они создали шедевры анимации: «Ёжик в тумане», «Сказка сказок», «Цапля и журавль», «Лиса и заяц» и другие, в том числе незаконченный фильм по повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель».
К сожалению, художники зачастую не знают подобную классику. Они непроизвольно повторяют то, что было сделано задолго до них. Грустно, когда такое невежество встречается и среди членов жюри престижных фестивалей.

«Есть такая потребность»
— Как думаете, почему авторская анимация часто такая мрачная?
— Это странный стереотип, но авторское кино бывает разным. По отношению к моим фильмам такая реакция возникла после выхода «Аменции» в 1990 году. Само слово означает спутанное состояние сознания, при котором возникают обманы зрения. По сюжету главная героиня Смерть, наблюдая за людьми, выглядит гораздо более человечной, чем они. Когда анимационный фильм вышел на экраны, на меня сразу же повесили ярлык, что я в кино поставил диагноз нашему обществу. Об этом писали многие критики.
Дело не в том, что режиссёры специально хотят создать что-то мрачное. Просто большинство людей любит развлекательное кино. Но ищущему автору интересно экспериментировать, создавать что-то новое, чего никто раньше не делал. Авторские работы тоже могут быть светлыми...
— Однако на фестивалях часто побеждают именно мрачные работы, такие, как у режиссёра Дмитрия Геллера, где тяжёлая атмосфера...
— В авторской анимации, в том числе у Геллера, тоже есть светлые мультфильмы. Можно вспомнить фильмы Константина Бронзита и Александра Петрова и многих других. А вообще, нужно больше смотреть разных мультфильмов и глубже знакомиться с режиссёрами, их авторским языком. Интересны работы таких режиссёров, как Михаэла Павлатова. Если говорить об уральских аниматорах, то это, например, Елена Лапшина, Диляра Сильницкая.
Ещё на Свердловской киностудии мы с молодыми коллегами сняли серию короткометражек на основе уральских легенд для детей школьного возраста. Каждая серия шла по четыре минуты, чтобы их можно было показывать на уроках без ущерба для учебного процесса. Когда мы презентовали проект, с нами связались педагоги. Они просили диски с мультфильмами. Значит, у школы, общества есть такая потребность — обучать детей на материале авторской анимации!
Кроме того, есть замечательный детский мультсериал «Гора самоцветов», где за основу сюжетов взяты сказки народов, живущих в России. Это познавательно и интересно для восприятия. К слову, я был режиссёром одной из сказок, которая называется «Ну вот ещё!» (по русской народной сказке «Муж и жена»). Эта работа набрала шесть миллионов просмотров в социальных сетях.

«Препарировать фильм»
— Многие спорят, что показывать детям. Кто-то даже заставляет их смотреть советские мультфильмы, потому что наша анимация — «лучшая в мире»...
— Тоже считаю, что советская анимация самая качественная и многим современным мультипликаторам стоит к ней присмотреться. Взять хотя бы «Варежку» — какой глубокий смысл в ней заложен! (По сюжету девочка мечтает о собаке, и её варежка превращается в живого щенка, но, увы, ненадолго.) Такое искусство актуально и в наши дни. Или, к примеру, отечественный «Винни-Пух» — лучший на планете! Правда, взрослые почему-то любят его больше детей — трудно сказать, по какой причине. Соглашусь, что ребятам сложно воспринимать по-настоящему хорошие мультфильмы, например, в силу возраста. Современный школьник вряд ли оценит по достоинству «Ёжика в тумане», ведь там нет спецэффектов, а есть история, метафоры...
— Но дело ведь не только в спецэффектах. Почему всё-таки детям не нравятся шедевры, от которых взрослые в восторге?
— Потому что родители редко разговаривают с детьми о жизни по-настоящему. Ребятам, как правило, никто не объясняет, чем талантливое произведение отличается от бездарного. А нужно рассказывать, разбирать, «препарировать» фильм! Если бы в школе был специальный предмет, на котором педагоги разбирали с учениками мультфильмы, то мы воспитали бы поколение, у которого сформировался вкус к хорошей анимации. Но, пока такого нет, любой ребёнок будет смотреть только то, что для него «прикольно». Вот почему во многих мультфильмах присутствуют спецэффекты — они часто делаются только для привлечения интереса. Хотя, конечно же, компьютерная графика может служить и для воплощения хорошей идеи.

— Некоторые предлагают ограждать детей от иностранных мультфильмов. Стоит ли это делать?
— Конечно же, нет! Тем более что среди них много прекрасных работ. Та же диснеевская классика сделана профессионально и за годы стала своеобразным «учебником», которым пользуются мультипликаторы всего мира. Есть множество других примеров хорошей анимации.
— Каждый аниматор мечтает о мировой известности, но есть ли такой шанс у наших уральских режиссёров? Может ли среди них возникнуть российский Миядзаки?
— К сожалению, у авторской анимации нет таких возможностей, как у огромных студий. Это приходится признавать. У нас есть по-настоящему талантливые люди, которые получают награды на различных фестивалях. Но их работы вряд ли наберут сотни тысяч просмотров — не потому, что они плохие, а только лишь в силу специфики кинопроката в России.
— Что важно для вас, когда вы начинаете работать над очередным проектом?
— Для меня любой мультфильм начинается с какой-то провокации. Смотришь на что-то, у тебя возникает идея, которой нужно дать время, чтобы «отлежаться» в голове. Если эта мысль не устаревает, беру её в работу.
Мультфильм – это поэзия. О мистике и новом применении туалетной бумаги
«Валенки Бажова». Где на Урале снимают мультфильмы
Тест: насколько хорошо вы знаете Чебурашку?
Сергей Айнутдинов: «Мультфильмы учат детей думать и сопереживать»
«Люблю рисовать исподтишка». Художник Алексей Рыжков - о силе живописи