В Свердловском художественном училище имени И. Д. Шадра завершается работа над эскизами монументальной росписи в рамках проекта «АиФ Урал» «Городская палитра: стены говорят».
Руководство по использованию
Учебным планом СХУ предусматривается наставничество, когда при работе над тем или иным проектом в качестве лид-дизайнеров выступают студенты старших курсов, которые руководят «полётом творческой мысли» джуниор-дизайнеров. Преподаватели же, организуя процесс, вмешиваются в него в том случае, когда возникают какие-то сложности. По этому же принципу были сформированы и команды проекта «Городская палитра: стены говорят». Над пятью темами, выбранными путём народного голосования, работали первокурсники отделения «Коммуникационный дизайн» под чутким руководством более опытных третьекурсников.

Характерно, что сюжеты для воплощения их в виде эскизов монументальной росписи были распределены по командам волевым решением педагогов. И речь здесь не идёт об авторитарности, задача наставников в том числе научить будущих дизайнеров справляться с любыми задачами, отвечать на любые вызовы, с которыми они, без сомнения, будут сталкиваться в своей будущей профессиональной деятельности.


«Этапы работы над проектам классические, – говорит руководитель отделения «Коммуникационный дизайн» СХУ им. И. Д. Шадра Максим Крюков. – Это: составление брифа, исследовательская часть и её структурирование, эскизирование и выход на саму проектную часть. Кроме того, ребята создают так называемый технический альбом – это, по сути, руководство по использованию всех разработок. В том числе в нём содержится сетка – "подсказка" для тех, кто будет переносить рисунок на стену. У нас был опыт, когда благодаря техническому альбому, собранному нашими студентами, изображение было перенесено на стену сотрудниками муниципального ЖКХ».

По словам Максима Михайловича, преподаватели довольны проделанной студентами работой. «Концептуально проекты получились такими, как мы и хотели, – говорит он. – Причём результатом этой работы стали не только иллюстрации, которые будут впоследствии монументальным произведением, но и наборы мерча – сувенирной продукции, которые будут выступать как позиционирование муниципалитета. Это сегодня очень актуально и крайне востребовано».
Открыть для себя новое
Остались довольны работой над проектом и студенты. Причём не только её результатом, но и возможностью совместить прокачивание профессиональных навыков со знакомством с историей Свердловской области.

«Признаться, до этого проекта я даже не знала о существовании такого города, как Волчанск, – говорит студентка третьего курса СХУ Дарья Мальцева. – Поэтому, как только получила задачу, начала искать в интернете всю информацию: историю города, его достопримечательности и, конечно же, историю генерала Виктора Казанцева, удостоенного звания Герой России за борьбу с терроризмом на Северном Кавказе. Именно его, весь его путь от первого суворовца Волчанска до мужественного генерала, нам предстояло изобразить. Конечно, не всё получилось сразу, но мы снова и снова вносили коррективы, и в результате нам, как мне кажется, удалось и показать самого Героя, и подобрать соответствующие ему образы».

«Конечно, я знала о знаменитой династии Демидовых, о значении их деятельности для нашего региона, но работа над иллюстрацией их заслуг в создании и развитии посёлка Бисерть дала мне возможность углубиться в тему, – рассказывает студентка первого курса СХУ Дарья Никулина. – Мы изучали информационные материалы по этой теме, снова и снова рассматривали сохранившиеся изображения и Акинфия Демидова, и его сыновей. Но при этом мы не ставили перед собой задачу добиться фотографической точности, всё же мы дизайнеры и привыкли (смеётся. – Ред.) всё стилизовать. А вообще, я очень рада возможности участвовать в проекте "Городская палитра". В Екатеринбурге множество интересных арт-объектов, наш город не зря считается столицей строит-арта, и, я считаю, малые населённые пункты достойны того, чтобы в их пространстве появлялись подобные объекты».
Послание Герою
Команда, работавшая над эскизом монументальной росписи для посёлка Сосьва, тоже признаётся, что впервые узнала о подвиге уральца Героя России Виктора Романова.

«Мы так прониклись этой историей! И самой личностью Виктора Романова, и взаимоотношениями в его семье, и тем, как земляки чтут его память, – говорит студентка третьего курса СХУ Мария Смирнова. – Но перед нами стояла непростая задача – добиться в своём эскизе портретного сходства, и мы понимали, как это важно, ведь в посёлке все знали Героя. И ещё мы хотели, чтобы через наш рисунок, который будет размещён на стене школы, читалось некое душевное послание Виктору Романову. Так возник образ бумажных самолётиков, которые это послание уносят в небо. А слоган "Смело ввысь" придаёт ещё один смысл – Герой как предмет для подражания, вдохновения для подрастающего поколения».

Вдохновением на новые открытия, на стремление к новым горизонтам, по задумке юных дизайнеров, станет в посёлке Билимбай художественное изображение истории создания первого реактивного двигателя, самолёта БИ-1 и летчика-испытателя Григория Бахчиванджи.

«Мы были удивлены, даже потрясены, когда узнали, что именно в нашей области был сделан "первый шаг в космос" и что здесь работал такой человек, как Григорий Бахчиванджи, – говорит студентка первого курса СХУ Полина Борисенко. – Помимо предоставленной нам информации, мы искали дополнительную, было очень интересно погрузиться в тему! И, конечно же, как при работе над любым проектом, мы собирали референсы, в том числе всевозможные изображения БИ-1 (нам хотелось изучить самолёт со всех сторон) и фотографии лётчика-испытателя. Также в референсы были включены плакаты времён СССР, отсылающие к Великой Отечественной войне. И сейчас многие, кто видел наш эскиз, говорят о том, что в нём читается советская стилистика».

Надо сказать, что в дизайнерских эскизах не бывает ничего «просто так», всё несёт смысловую нагрузку. Так, например, в «демидовском» рисунке – говорящая цветовая гамма: зелёный цвет символизирует леса, оранжевый – горы, а голубой – реки. В эскизе же, посвящённом первому самовару, созданному в селе Нижнеиргинское, изображён не только «главный герой», но и история его путешествия.


«У моей бабушки есть самовар, и я неоднократно пила из него чай, – рассказывает студентка третьего курса СХУ Полина Абдуллаева. – Но я искренне считала, что самовар родом из Тулы. А оказалось, что он был изобретён в нашем уральском селе, и это так классно! Очень хотелось сделать эскиз душевным, поэтому в нём и сам самовар (нам пришлось вписывать в него окно – оно есть на стене, на которую будет перенесен рисунок, это очень интересный опыт), и история его путешествия в Тулу (отсюда образ обоза и лошади). И в качестве маскота – баранки. Это так мило, и чай с ними особенно вкусный».



К каждому эскизу будущие дизайнеры, как сказал Максим Крюков, создавали мерч. Элементы эскизов, позиционирующие тот или иной населённый пункт с его неповторимыми страницами исторической летописи, размещены на «сувенирке»: открытках, стикерах, кружках, шоперах, футболках, браслетах… А их смысл усилен оригинальными слоганами. Так, например, студентка первого курса СХУ Алиса Веприцкая, «поиграв словами», сочинила для Нижнеиргинского: «Здесь закипает история». И этот слоган вполне передаёт суть и работы, проделанной учащимися СХУ, и в целом проекта «Городская палитра: стены говорят».
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.