Хотелось бы вам отстраниться от постоянной суеты? Отдохнуть от жизни огромного мегаполиса и перенестись на узкие улочки итальянского городка? Увидеть возделанные поля, виноградники и древние каменные стены? Чтобы исполнить эти желания, не обязательно ехать за границу. Среди привычных бетонных высоток тоже можно найти место, которое позволит окунуться в другой мир.
С 21 апреля «Дом Метенкова» приглашает всех желающих на фотовыставку «Bella Италия: плотность тишины», которая объединила в себе работы Элио Чиола и Фрэнка Дитури. С этого дня музей начинает серию выставок и показов биографических фильмов, посвященных итальянской фотографии, приуроченных к году Италии в России.
— Ничего подобного в Екатеринбурге еще не было, — рассказывает Настасья Пилецкая, PR-менеджер фотографического музея. — К сожалению, все будет не так пышно, как в прошлом году, когда шел год Франции в России, потому что в нашем городе нет посольства итальянцев.. Но летом, примерно в июле, мы планируем провести вторую итальянскую выставку, которую привезем из Москвы, а также ряд лекций и кинопоказов.
Вместо обещанной тишины в комнатах музея стоял постоянный говор. Оно и понятно, оставить работы итальянцев без обсуждения, а свои впечатления внутри себя просто невозможно. На первый взгляд простые мотивы вызывали совершенно разные толкования, которыми охотно делились друг с другом посетители. В этот вечер можно было услышать мнения не только тех, кто только начал осваивать искусство фотографии или интересуется им, но и профессионалов этого дела.
Академическая строгость
Элио Чиол один из известнейших мастеров пейзажного жанра. Особенностью его работ является то, что уже больше полувека он остается верен инфракрасным фильтрам, которые позволяют достигать необычных художественных эффектов. Благодаря этой технике снимки в черно-белых тонах приобретают особое драматическое «звучание». Места, где творил фотограф, всегда остаются неизменны — Ассизи, город в итальянском регионе Умбрия, и его окрестности. Густой туман, разрушенные стены, пушистые облака, город под слоем снега и каменные дома — вот составляющие его пейзажей и панорам. Фотографии Элио Чиола несут в себе массу деталей. Один снимок можно разглядывать много часов, потому что на каждом его сантиметре удается делать новые открытия. Другим направлением в работах Элио Чиола является внутренняя сторона города. «Прогулявшись» вдоль городских фасадов и по холмам окрестностей, мы можем заглянуть под своды древних зданий, которые хранят в себе знание прошлого. Их отделку до сих пор можно найти, если просмотреть каталог итальянской плитки. Но это все явления природы и творения рук человека, самого же человека на фотографиях практически нет. Автор стремится показать нам вечность, познакомить с его видением времени и пространства, где нет места для быстро пробегающей жизни.
Видимая реальность
Если Элио Чиол выставляет на общечеловеческий суд четкую картину своего мироощущения, то его «сосед» по выставке, наоборот, толкает зрителя в мир фантазий. Фрэнк Дитури показывает мир с другой стороны. Он постоянно балансирует на грани реального и сюрреального, создает призрачные образы и размытые пейзажи. Миры Дитури навевают мысли о потустороннем и неизведанном. Они полны тишины, которая необходима, чтобы заглянуть в себя в тот самый момент, когда время остановилось. Смазанные силуэты жителей этих миров немного пугают и настораживают. Нет в них индивидуальности, поэтому каждый человек может поставить себя на место героя фотографии, попытаться поймать волну ощущений, которую пытается донести до нас автор. Дитури дает возможность воспользоваться своими фотографиями как зеркалом, а не только как окном в новую реальность. Его работы объединены особым авторским отношением к миру, ощущением гармонии и красоты. Необычная игра черно-белой гаммой и композиционный строй преображают привычные для нас объекты — деревья несутся в дикой пляске, трава охвачена «пламенем», а окружающее пространство закручивает в страшном вихре. Эти эффекты создаются не только благодаря профессионализму автора, но и умению работать руками. Дитури не признает цифровые фотокамеры, всегда сам тщательно подбирает бумагу, пленку и печатает снимки.
Уже все это позволяет сделать простой вывод — лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать.