Волшебный мир
Наверняка еще со школьной скамьи многие помнят классическую пьесу Карло Гольдони. А теперь забудьте ее! Потому что в «Коляда-Театре» не принято выпускать спектакли «под копирку», и если эта комедия была уже поставлена тысячу раз - тысячу первый в обработке драматурга Николая Коляды будет не сравнить ни с чем созданным до этого момента.
С первых минут спектакля возникает только один вопрос: «а туда ли я попал?». И немудрено - вместо итальянской знати, европейских красавиц и утонченных декораций того времени перед зрителем открывается мир яркого, безудержного Востока, который буквально рвется наружу. Хлещет из индийских платьев всевозможной расцветки, которые Николай Коляда в это пасмурное время года нашел с большим трудом, и искрящихся тканей, накрывающих актеров с головы до ног, и головных уборов на манер тюбетеек. Все это в совокупности с громкой музыкой и безумной подсветкой буквально уносит стороннего зрителя в волшебный мир, делая его своим среди артистов.
Просто удивительно, как в этом скромном зале с такой маленькой сценой драматургу удалось развернуть целый мир, легкий и стремительный в своей обыденной жизни. Специально для постановки в стене, выходящей на сцену, было даже прорублено достаточно большое окно. Возможно, именно оно и позволило еще хоть немного раздвинуть рамки камерного пространства.
«Трудно ставить классическую комедию, - писал в своем дневнике режиссер и худрук театра. - Трудно заставить зрителя улыбаться или даже смеяться над тем, что было между людьми триста лет назад. Надо все как-то приблизить к сегодняшнему дню, сделать так, по выражению Товстоногова, чтобы «классика на сцене была такой, будто читаешь сегодняшнюю газету».
Маленькие безобразия
Кстати, даже на рабочих прогонах спектакля забит весь зал - в этот раз практически все места заняты студентами колледжа культуры. Гости приглашены не только ради просветительства молодого поколения, но и для помощи актерам. «Репетировать комедию без зрителя достаточно сложно, ведь участникам действа еще до премьеры нужно проверить, где люди будут смеяться, как рефлексировать», - делится Николай Коляда.
Еще одной уникальной чертой постановки являются вставки-импровизации, так называемые лацци, которые артистам необходимо отрепетировать до блеска, ведь у зрителя должно возникнуть полное ощущение того, что актеры придумали эти маленькие «безобразия» именно в действующий момент. «Отрепетировать, потому что, ясен перец, ничего артистам на откуп отдавать нельзя», - сознается Николай Владимирович.
Так о чем все-таки этот спектакль? А спектакль о том, что прекрасна жизнь, когда в ней есть такое чудо под названием «Театр», потому что театр - это детство, то есть самое замечательное, что только может быть на свете.
- И потому мы работаем по принципу «мама ушла на работу», - размышляет драматург. - Я прошу артистов придуриваться, баловаться что есть мочи. И чтобы эта «придурь» доставляла всем искреннее удовольствие.