Уральские актеры принимали участие в престижном 85-м Афинском международном театральном фестивале со спектаклем «Гамлет». О благодарной публике, солнечной стране и отношении к культуре в России рассказал художественный руководитель театра Николай КОЛЯДА.
Теплый прием
- Николай Владимирович, как вас приняли в Афинах?
- Надо сказать, что это один из самых крупных фестивалей, куда съезжаются самые знаменитые труппы Европы. Честно скажу, мы очень волновались, когда увидели в афише имена Ромео Костеллучи, Арианы Мнушкиной, Кевина Спейси, а между ними - мы. Нас поселили в гостиницу Хилтон, где номер стоит очень дорого. И все это оплачивалось принимающей стороной, как и билеты, и таможенные расходы, несмотря на экономический кризис в стране. В театральном зале, где мы играли, шестьсот мест, и это огромное пространство было забито. Все билеты давно продали еще до нашего приезда, и это невероятно приятно. С переводом тоже проблем никаких не было. Специально для этого над сценой и по бокам от нее были установлены экраны, где шли титры. Зрители смеялись на спектакле там, где и у нас смеются, хлопали там, где и у нас хлопают. Приняли нас отлично. По приезде в Россию я получал очень хорошие письма от совершенно незнакомых мне людей, и там, в Афинах, к нам заходили за кулисы и говорили благодарственные слова.
- А в свободное время чем занимались?
- Купались в бассейне, бегали по магазинам, покупали оливковое масло и лавровый лист, ездили к морю, ходили по всем музеям. Афины древний город, и посмотреть было на что, тем более я ни разу не был в Греции. Там горы, тепло, красота невозможная, а на деревьях растут апельсины. К сожалению, пять дней пролетели как одна минута, но это была какая-то сказка - все загорели и вернулись счастливые.
Единичный случай
- Вы много ездили и по России - у нас наверняка в Хилтон не селят…
- Нет, конечно. Бывали разные гостиницы. Жили мы и в домах отдыха, где были комнатки на пятерых людей. Таких роскошных номеров, как на афинском фестивале, нигде не было. Только в Красноярске, когда мы ездили туда на фестиваль, была хорошая гостиница, которую до сих пор вспоминаем, но это единичный случай у нас в стране.
- Наверное, это показательный пример того, как у нас экономят на культуре.
- Экономят еще как. В Греции, несмотря на кризис, не экономят, и мы были этим поражены. На чем еще экономить в России? Конечно, на культуре - давайте оторвем отсюда кусок, сократим число актеров в театре. Неправильно это все. У нас экономикой занимаются не очень мудрые люди. Ну и Бог с ними, это не мое дело.
- В Греции «Гамлета» приняли на ура, а почему тогда в Перми с этого спектакля ушли почти все зрители?
- У нас есть почва, чтобы на ней развивалась и современная драматургия, и современная музыка. А когда на голый асфальт садят елочку, она все равно не вырастет, поливай ее хоть деньгами. Я не хочу себя оправдывать, что из двухсот человек на спектакле остались пятьдесят. Может, мы плохо играли, а может, стоило привести комедию. Но мне кажется, что в зале была совершенно случайная публика. После этого случая в Интернете начали писать, что Коляда обиделся. Да что мне обижаться?! Нас в Париже зал стоя принимал с этим же спектаклем, а в Перми - ушли. Ну, наверное, в Париже дураки. Я по-честному написал в своем «Живом журнале», что увидел в этом городе, а на меня обрушились в комментариях с криком и ором. Пускай живут как хотят.