Художники Катя Червонных и Стёпа Пантелеев решили придать особое звучание дворику дома на улице Луночарского, 17, в Екатеринбурге. В течение месяца они собирают воспоминания всех, кто соприкасался с этим домом, чтобы на основе этих историй создать аудиоспектакль. Такой подарок горожанам ребята создают в рамках фестиваля паблик-арта «ЧО», который проходит на Урале четвёртый год подряд. Подробнее - в материале ural.aif.ru.
Да будет звук!
«Прошлой зимой я шла в гости к подруге. По дороге засмотрелась на чёрные ветви деревьев на фоне серых зданий. И тут передо мной открылся барельеф с героями сказов Бажова. Раньше я его не замечала из-за обильной зелёной кроны. А в тот день смогла рассмотреть как следует. Мне ещё тогда захотелось, чтобы и другие люди увидели, какой он красивый», – рассказывает Катя Червонных.
Идею с барельефом девушке удалось начать реализовывать, когда она стала ученицей школы паблик-арта фестиваля «ЧО». Там перед ней и другими участниками поставили задачу – создать арт-обьекты и выбрать для них локации в Екатеринбурге или в его окрестностях. Во время обучения в этой школе Катя встретила единомышленника Стёпу. Он согласился, что герои сказов заслуживают отдельного внимания.
Во время подготовительной работы художники прослушали архивную запись, на которой сам Павел Петрович увлечённо говорил о чём-то. В груди что-то ёкнуло и натолкнуло ребят на мысль: арт-объект не обязательно должен быть визуальным. Пусть будет аудиоспектакль!
С каждого – по сюжету
«Казалось бы, парадокс: уличное искусство предполагает какой-то конкретный предмет, то есть скульптуру или рисунок на здании. Наш объект будет существовать в виртуальном пространстве. Хотя, возможно, потом появится и нечто осязаемое. Мы решили поработать с незнакомым для нас форматом», – улыбается Стёпа Пантелеев.
Аудиоспектакль будет состоять из разных историй, которые ребятам присылают сами горожане. Это не только те, кто жил или живёт в доме на Луначарского, 17. Даже если вы просто проходили мимо и в этот момент что-то произошло, об этом обязательно нужно рассказать.
Катя и Стёпа планируют вплести все воспоминания в единую сюжетную канву. Для них это новое направление. Но они верят, что справятся, тем более что один знакомый, который пишет пьесы, обещал свою помощь. Спектакль озвучат актёры.
Когда всё будет готово, к дому с барельефом прикрепят QR-код, по которому каждый желающий сможет послушать что получилось. Его также выложат на всех доступных площадках в Сети, в том числе среди аудиогидов Екатеринбурга.
Осколки прошлого
Весь август создатели арт-объекта общаются с горожанами, собирают их истории и проводят чаепития возле главного героя всего действа — дома на Луначарского, 17. По словам художников, ещё не так много людей откликнулись на их просьбу в Сети ответить на вопросы через Google-форму. Именно туда и надо присылать свои воспоминания. Но кое-что уже есть. Самая старая история пока что датируется 1967 годом.
«Когда нам рассказывают о своей жизни, профессиях, увлечениях, само место, где обитали люди, наполняется маленькими живыми деталями, – говорит Стёпа. – Все наши респонденты разных возрастов. Среди них есть представители старшего поколения и молодёжь 30 лет. Помню, пожилой мужчина поведал о своём юношестве. У него в окружении было много друзей, которые работали на заводе. Они любили играть в карты, при этом отличались порядочностью. У одного из них была кличка «Иерехонская труба» – из-за очень громкого голоса. Мне это запомнилось больше всего, потому что сейчас бы такое прозвище явно не дали».
Катю поразил другой момент из советских реалий. Женщина поделилась тем, как она побоялась ехать одна в далёкий город, где должна была работать по распределению. Чтобы избежать такой участи, свердловчанка окончила курсы крановщиц.
«То есть страх огромной высоты у неё был меньше, чем страх ехать куда-то одной! – удивляется девушка. – Потом я узнала, что как раз в то время, о котором шла речь, многие женщины работали крановщицами».
Следующее чаепитие с душевными историями планируется 20 августа, в воскресенье, в 15.00. После него будет и третья встреча, но когдакогда именно – станет известно позже.