Средний Урал подарил России и всему миру много талантливых кинорежиссёров: Григорий Александров, Иван Пырьев, Сергей Герасимов, Владимир Краснопольский и Валерий Усков, Глеб Панфилов, Владимир Грамматиков, Владимир Мотыль, Дмитрий Астрахан, Владимир Хотиненко, Алексей Федорченко, Алексей Балабанов. Их кинокартины стали классикой отечественного кинематографа. Но на фоне всех этих, несомненно, талантливых мастеров мы как-то позабыли, что как минимум два десятилетия истинным брендом, лицом Свердловской киностудии был Ярополк Лапшин и его фильмы.
Ровесник киностудии
Как кинематографист Ярополк Лапшин был в каком-то смысле ровесником Свердловской киностудии, хотя родился гораздо раньше её создания. Будущий режиссёр появился на свет 28 сентября 1920 года в Новомосковске (Украинская ССР). Отец его был участником Гражданской войны и партийным работником, мама преподавала русский язык и литературу. Семья постоянно переезжала. Во Владивостоке старшеклассник Ярополк всерьёз увлёкся театром, играл в местном ТЮЗе. В 1938 году отца репрессировали (через год он погиб в заключении, а в 1956-м был реабилитирован посмертно). Но это не помешало Лапшину поступить во Всероссийский государственный университет кинематографии.
В первые же дни Великой Отечественной почти весь состав ВГИКа отправили под Смоленск рыть окопы. В Москву они вернулись через три месяца, после чего всех эвакуировали в Алма-Ату, куда переехали «Мосфильм» и «Ленфильм». Вуз Ярополк окончил с отличием, на последнем курсе получал Сталинскую стипендию. Среди педагогов, подписавших его диплом, был Сергей Эйзенштейн. По распределению Лапшина направил на Свердловскую киностудию.
Киностудия была создана менее чем за год до приезда Ярополка — в феврале 1943 года, в самый разгар войны. Да не покажется удивительным, но первой картиной, снятой на ней, была музыкальная комедия «Сильва» по оперетте Имре Кальмана. Вообще-то поначалу ставилась задача создать фильм о войне, но потом руководство передумало. На фронте тогда уже произошёл коренной перелом — окружение фашистов под Сталинградом. Поэтому было принято решение снять что-то весёлое, смешное, радостное, чтобы хоть немного отвлечь людей от тягот военного времени. Кроме того, в Свердловске работали театры музкомедии, оперы и балета, в профессиональных артистах недостатка не было.
В 1944 году фильм «Сильва» показали в столице Урала, а перед самой Победой, в феврале 1945 года, в Москве. И хотя в картине сыграл ряд известных советских актёров, включая заслуженного Сергея Мартинсона, её в пух и прах раскритиковали представители власти и профессиональные критики (за «провинциальность» и «буржуазность»). А вот публика, наоборот, фильм полюбила. Как отмечал киновед Александр Фёдоров, «массовая аудитория никогда не прислушивалась к мнениям киноведов и кинокритиков, поэтому „Сильва“ и сегодня востребована зрителями».
Любимец великих артистов
Отечественному кинематографу Ярополк Лапшин отдал около полувека. За свою жизнь работал в разных жанрах: снимал документальное кино, фильмы про войну и революцию, молодёжные киноповести, остросюжетные боевики и детективы. В 1984 году он создал очень трогательную лирическую драму «Продлись, продлись, очарованье», где главные роли сыграли Ия Саввина и Олег Ефремов.
Интересно, что съёмки его последней картины «Сель» (вышла в 2003 году) проходили в Алагирском ущелье, которое расположено рядом с Кармадонским ущельем, причём одновременно со съёмками фильма Сергея Бодрова-младшего «Связной», и были завершены за пару дней до схода «того самого» ледника. Съёмочные группы Лапшина и Бодрова даже жили в одной гостинице во Владикавказе. Изначально работа Ярополка Леонидовича носила название «Здравствуй, брат». Лишь после трагедии его решили поменять. «Мне не хотелось выезжать на чужом горе, ведь слово „брат“ для Бодрова — почти имя», — прокомментировал позднее уральский режиссёр. Было ему на тот момент уже 83 года.
Впрочем, по-настоящему Лапшин влюбил в себя зрителя своими монументальными историческими полотнами: «Угрюм-река» (1968), «Приваловские миллионы» (1972), «Демидовы» (1983). Показательно также, что почти во всех его фильмах снимались известнейшие советские артисты (список их очень велик). Именно в его картине («Перед рассветом») сыграл свою вторую большую роль в кино Евгений Миронов.
Река, которой нет в природе
Четырёхсерийная «Угрюм-река» стала одним из первых многосерийных фильмов, снятых в СССР. По свидетельству самого Лапшина, одноимённый роман Вячеслава Шишкова он прочитал в возрасте 13 лет, и когда ему предложили снять по нему фильм, — с радостью согласился.
Для понимания: никакой Угрюм-реки в России не существует, Шишков её выдумал. Известно, правда, что в 1911 году писатель участвовал в экспедиции по Нижней Тунгуске, возможно в книге он описал именно эту реку. Съёмки фильма проходили на реке Чусовой.
Людмила Чурсина, сыгравшая в фильме «роковую» Анфису Козыреву, — одна из самых красивых актрис своего поколения (говорят, что когда она шла по Арбату — на неё оборачивался весь Арбат). Она уже была достаточно известной и до «Угрюм-реки», но работа с Лапшиным принесла ей всенародную славу. В 1969 году на III Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов картина получила приз «За лучшую экранизацию», а Чурсина стала лучшей актрисой года (по опросам читателей журнала «Советский экран»). Её партнёрами в фильме были Георгий Епифанцев, Виктор Чекмарёв, Александр Демьяненко, Евгений Весник.
К слову, в 2021 году режиссёр Юрий Мороз переснял «Угрюм-реку» (Анфису сыграла Юлия Пересильд). Во время премьерного показа у нового сериала был довольно высокий рейтинг, но большой любви зрителей он так и не снискал. В памяти народной всё ещё жива экранизация Ярополка Лапшина, которая так и осталась «классикой жанра».
Золотой фонд кинематографа
Дмитрий Мамин-Сибиряк, как и Павел Бажов, для Урала писатель знаковый. Роман «Приваловские миллионы», сделавший его состоятельным человеком, первый раз были экранизирован в России ещё в 1915 году! Но картина не сохранилась, в газетах той эпохи можно прочитать лишь её описание.
А вот экранизация Лапшина вошла в золотой фонд советского кинематографа. Снимали фильм в Свердловске, Нижнем Тагиле, Ирбите, Арамиле, Сысерти. Жители Екатеринбурга и сегодня, несомненно, узнают на экране набережную Городского пруда, Вознесенскую церковь, Харитоновский сад.
В картине мы снова видим целую плеяду известных советских актрис и актёров, включая Чурсину и Демьяненко. Одну из сцен с Людмилой Алексеевной снимали на Лисьей горе в Нижнем Тагиле. Говорят, желание пообщаться с ней было у людей настолько сильно, что пришлось выставлять плотное милицейское оцепление. Но зрителей оно не остановило.
За «Приваловские миллионы» Лапшин получил Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых. В то время он уже несколько лет руководил Свердловским отделением Союза кинематографистов СССР.
Откуда на Урале станция Сан-Донато?
Ярополк Лапшин в 1985 году рассказывал корреспонденту журнала «Советский экран»: «Я приехал на Урал в конце войны, после окончания ВГИКа, и, собственно, ничего не знал об этом крае. Отправился как-то в Нижний Тагил, по дороге увидел поразившее меня название городка: Сан-Донато. Стал интересоваться. Оказывается, один из Демидовых решил жениться на племяннице Наполеона, но без титула сделать этого было никак нельзя. Тогда он и купил титул вместе с княжеством. Брак, правда, скоро распался, но память о том событии сохранилась в экзотическом названии маленького уральского посёлка. После этого я и стал интересоваться Демидовыми, вообще Уралом».
Представители легендарной промышленной династии фигурируют в целом ряде отечественных фильмов, однако историческая сага Лапшина по своим масштабам так и осталась непревзойдённой. В «Демидовых» снимались замечательные Евгений Евстигнеев и Вадим Спиридонов, Леонид Куравлёв и Михаил Козаков, Валерий Золотухин и Юрий Назаров, Людмила Чурсина (куда ж без неё!), Лидия Федосеева-Шукшина и Татьяна Ташкова.
В Доме ветеранов
После 2003 года Лапшин отошёл от кинематографа, хотя иногда давал интервью, появлялся на телевидении. На портале www.kino-teatr.ru в разные годы поклонники его творчества вспоминали:
«Видел лично, как он в букинистический магазин книги сдавать принёс, это в середине 2000-х было, видимо жил уже бедно. Да и одет был неважно, по-стариковски».
«Год или два назад смотрела передачу с его участием, поразило, что ТАКОЙ режиссёр жил практически в бедности!»
«Вдалеке от сонмища режиссёров, наперебой расхваливающих друг друга и передающих друг другу награды всех калибров, всегда был тихий и незаметный, но ВЕЛИКИЙ режиссёр — Ярополк Лапшин».
В 2005 году он продал квартиру в центре Екатеринбурга и переехал в Москву, где жил в Доме ветеранов кино (место само по себе легендарное). Скончался режиссёр 26 октября 2011 года. Прах его захоронен на Широкореченском кладбище в Екатеринбурге — рядом с могилой жены и помощницы Ларисы Козловой (работала редактором на Свердловской киностудии). Свою супругу он пережил менее чем на два месяца.
Кстати
В конце августа в Екатеринбурге открылась выставка «Ярополк Лапшин. Легенда уральского кинематографа», приуроченная к 105-летию со дня рождения режиссёра. Экспозиция включает в себя фото и архивные документы, а также реквизит со съёмок различных фильмов Лапшина, костюмы его героев. Выставка будет действовать до 30 ноября 2025 года в здании Свердловской киностудии (пр. Ленина, 50Ж) в будние дни с 10:00 до 18:00. Вход свободный.





Артефакт эпохи СССР. Почему Ан-2 стал автоматом Калашникова малой авиации
Дядюшка Хо. 70 лет назад Урал посетил создатель армии, победившей США
«Жить стало веселее». 90 лет назад в СССР зародилось стахановское движение
Корневая тяга. Уральская драма семьи режиссёра Сергея Герасимова
Человек с Луны. На фестивале «Россия» показали «другого» Алексея Балабанова