Проект «Городская палитра: стены говорят» обрёл замечательных партнёров и, без преувеличения, друзей. О том, почему прославленное образовательное училище поддержало идею художественного воплощения исторических образов в пяти населённых пунктах нашего региона, мы беседуем с директором Свердловского художественного училища имени И. Д. Шадра, почётным членом Российской академии художеств, заслуженным работником культуры РФ Владимиром Кисляковским.
Точки пересечения
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: – Владимир Владимирович, почему вы решили поддержать наш проект «Городская палитра: стены говорят»? Почему приняли наше предложение дружить домами?

Владимир Кисляковский: – Потому что мы нашли в нём для себя множество точек пересечения. Как вы знаете, Свердловское художественное училище имеет известность не только в Екатеринбурге и в нашем регионе, но и во всей России. И к нам едут абитуриенты со всех уголков области, есть города, откуда практически постоянно ребята поступают к нам. Это, конечно же, позволяет нам иметь хороший контакт с администрациями городов Свердловской области. И ваш проект реализуется именно в населённых пунктах области.

Кроме того, мы патриоты своего родного края и стараемся это проявлять всеми возможными способами, в том числе поддерживая соответствующие инициативы. Надо сказать, что наши студенты, которых мы обучаем и воспитываем, если не едут после окончания училища поступать в столичные вузы, нередко возвращаются на свою малую родину, где на основе полученных в училище знаний, навыков, опыта обогащают сферу культуры. Они проявляют себя как преподаватели художественных школ, как авторы различных современных, ярких проектов, в том числе по оформлению в своём родном городе зданий, интерьеров, окружающей среды. Администрации городов их в этом поддерживают. Ещё одна точка нашего с вами пересечения, не так ли?

И потом нам близка и понятна идея проекта – изобразительное искусство, действительно, позволяет людям ближе познакомиться с историей родного края – каждый район нашей области имеет неповторимые особенности! – с его великими деятелями. Познакомиться через художественное раскрытие темы, углубившись в неё. Я бы сказал, что, по большому счёту, зритель повторяет работу художника, который, прежде чем воплотить какую-то тему, изучает её.

Словом, узнав о проекте «Городская палитра: стены говорят», мы, конечно же, сразу согласились на совместную работу. Тем более что те задачи, которые вы перед нами поставили на первом этапе – создание эскизов росписи здания, – это, в общем-то, наш хлеб. Этому мы своих студентов обучаем. В частности, в процессе обучения на отделении «коммуникационный дизайн» студенты выполняют немало заданий как раз в форме эскизов. И нас, признаться, вот что радует… Ребята получают задание и начинают искать сферу приложения своих навыков и талантов, а наше с вами сотрудничество позволяет не заниматься поисками. Есть задача, есть конкретный объект, и студенты уже начинают над этим работать под наставничеством руководителя отделения Максима Михайловича Крюкова, который в этой тематике имеет огромный опыт. К слову, практика показывает, что наши студенты справляются с любым объектом!
– Судя по всему, педагогическому составу училища не чужд дух авантюризма.

– А как же, ведь одна из наших задач – научить студентов не только генерировать интересные, оригинальные, смелые идеи, но претворять их в жизнь. Даже на этапе работы над эскизом ребята должны представлять, как бы они свою идею осуществили. Уверен, опыт сотрудничества в вашем проекте пригодится им и в учёбе, и в дальнейшей профессиональной деятельности. Иными словами, разнообразие задач – это всегда пополнение копилки опыта.
Великие имена
– Не ошибусь, если предположу, что у студентов вашего училища особый взгляд на мир?
– Как у любых творческих, талантливых людей. Почему каждый художник – это индивидуальность, почему один не похож на другого? Потому что у каждого свой взгляд на мир. Наши талантливые ребята воспринимают окружающую действительность не так, как обычные люди. Они видят то, что большинство людей просто не замечают: они обращают внимание на тонкости, нюансы, полутона и пропускают их через свои чувства, что, безусловно, отражается в их работах.

Вот, допустим, наши студенты пишут одну натуру, но одинаковых работ не бывает, каждый привносит что-то своё. Мы обучаем студентов по пяти специальностям, и не то что в каждой из них, но и в родственных специальностях всё индивидуально. Скажем, у нас несколько групп живописцев, и все они не похожи друг на друга. То же самое можно сказать и о студентах отделения «скульптура», которые проявляют себя в пластичных формах, и о ребятах с отделения «театрально-декорационная живопись» – будущих театральных декораторах, и о будущих дизайнерах. И даже о студентах отделения «реставрация», которые работают с уже имеющимися художественными произведениями, в нашем случае – с церковной живописью. Но и в работе с иконами проявляется индивидуальность каждого будущего реставратора.


Не могу не сказать, что наши ребята во время учёбы, во время практик неизменно показывают себя убедительно. При подведении промежуточных итогов у нас проводятся так называемые просмотры. И многие работы студентов остаются в наших фондах как лучшие, показательные.
– Даже сложно представить объём этого фонда.
– Да, он внушительный, учитывая, что нашему училищу 122 года. Конечно, самые ранние работы – до периода Великой Отечественной войны – не сохранились, но в нашем фонде есть «жемчужины» конца 40-60-х годов прошлого века. К примеру, сейчас в зале училища проходит выставка иллюстраций, выполненных студентами Свердловского художественного училища разных лет, и там как раз они представлены. И студентам, и нашим молодым педагогам чрезвычайно интересно увидеть и понять, чем занимались учащиеся и преподаватели того периода истории училища.


Мы проводим выставки и вне стен училища, благодаря чему работы из его фонда может увидеть и широкий круг почитателей искусства. Ну и, конечно же, мы активно сотрудничаем со школами искусств города и области, их преподаватели и ученики – наши частые гости. Им также мы предоставляем возможность познакомиться с нашими фондами, кроме того, ребятки получают информацию об училище, встречаются с нашими ведущими специалистами, художниками, что позволяет им выстроить планы на будущее, в том числе связать свою жизнь с СХУ.

Что же касается наших педагогов, то во все периоды в училище преподавали великие имена, которые остались не только в истории нашего образовательного учреждения, но и в истории искусства нашего города, нашей области и всей России. Геннадий Сидорович Мосин, Миша Шаевич Брусиловский, Герман Селивёрстович Метелёв… Можно продолжать и продолжать. Мы их помним и, конечно же, нацеливаем наших студентов на опыт работы великих мастеров.
Собрать сливки
– Владимир Владимирович, раскройте секрет, чем вы «приманиваете» молодёжь? Почему у вас такие огромные конкурсы на вступительных испытаниях?
– (Улыбается. – Ред.) Никакого секрета. Всероссийской славой о качественном, крепком образовании, пример которого, повторюсь, – великие имена наших выпускников и педагогов. И, конечно же, своей работой. У нас очень интересный педагогический коллектив! С давних времён в училище сложилась традиция, которая поддерживается по сей день – многие наши выпускники приходят к нам в качестве педагогов после окончания очень сильных, интересных художественных вузов. И все они в стенах училища себя находят, привнося сюда опыт, полученный в этих вузах. И здесь, в стенах СХУ, он аккумулируется.


Представляете, какая здесь сформирована школа! Вполне естественно, что это заинтересовывает абитуриентов, а потом ценится ими уже в качестве студентов. Интерес к Свердловскому областному художественному училищу огромный. В этом году мы провели уже два дня открытых дверей, и оба раза был переполненный зал.

А конкурс у нас, действительно, серьëзный – в прошлом году, в зависимости от отделения, он был 14-15 человек на место. Надеемся, что в этом году он будет ещё выше.
– Куда уже выше!
– Высокий конкурс позволяет нам отобрать лучших из лучших. Если можно так выразиться, собрать сливки.
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.