«Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное». Так описывал традицию совместного чтения в дореволюционной России советский историк и социолог Игорь Бестужев-Лада.
Глава государства объявил 2024 год в России Годом семьи. О традициях и проблемах семейного чтения «АиФ-Урал» рассказал поэт, прозаик, полковник в отставке, доктор культурологии Александр Кердан.
Прервалась связь времён
Алексей Смирнов, «АиФ-Урал»: - Александр Борисович, почему в России почти исчезла традиция семейного чтения? В век высоких скоростей, интернета, ТВ, компьютерных игр оно потеряло актуальность?
Александр Кердан: - Несомненно, что одна из причин – упомянутый вами век больших скоростей, интернета и гаджетов, которые с малых лет заменяют детям игрушки, уводят их от окружающего мира в сетевую реальность. У меня на эту тему есть стихотворение «Макар», главный герой которого – малыш, ещё не умеющий говорить, – устроил настоящую истерику, когда молодая мама отняла у него девайс. Сюжет подарила сама жизнь, дело происходило в поезде Екатеринбург – Сургут, на котором я ехал на Сухановские чтения. Мальчик успокоился лишь тогда, когда мать вернула ему гаджет. Наша эпоха разного рода рекламой, фильмами и телепередачами упорно культивировала привычку к личному комфорту, удовольствиям и наслаждению (и продолжает это делать). Молодым родителям легче сунуть ребёнку в руки айфон, чем напрягаться и читать ему книгу.
- Но есть же ещё и бабушки…
- Да, но многие современные бабушки, выйдя на пенсию, чтобы как-то сводить концы с концами, продолжают работать. Понятно, что в России есть читающие семьи (из числа филологов и книголюбов), в которых с детства прививали любовь к книгам, и они несут её дальше по жизни. Но, увы, сама традиция семейного чтения рухнула, когда, по словам поэта, прервалась связь времён.
- Семейное чтение – это некий ритуал, способ совместного проведения досуга, часть воспитательного или образовательного процесса? Что оно вообще даёт? Какие качества у детей развивает?
- Нынешний год объявлен президентом РФ Годом семьи. В этой связи не могу не вспомнить часто цитируемого Владимиром Путиным русского философа Ивана Ильина. (Кстати, первый в России памятник ему был открыт двенадцать лет назад у нас в Екатеринбурге во дворе одного из вузов.) В работе «Путь к очевидности» Ильин среди главных задач воспитания патриотов в семье выделил: совместную молитву, чтение книг русской классики и пение русских народных песен. Что это, как не упомянутый вами ритуал, в котором соединены и общий досуг, и воспитательный процесс, и семейное образование? Всё это не только способствует формированию личности ребёнка, но и помогает сплочению членов семьи, даёт возможность почувствовать глубинное родство представителей разных поколений с культурой России и друг с другом.
- С вашей точки зрения, какие писатели и книги лучше всего подходят для совместного чтения разных поколений? Есть ли среди них произведения уральских писателей?
- Ильин дал ответ и на этот вопрос. Читайте классику – она прошла проверку временем и никогда не устаревает. Понятно, что в наш торопливый век вряд ли кто-то станет читать в семье романы-эпопеи. Но по личному опыту знаю, что и сегодня можно читать рассказы Антона Чехова и Константина Паустовского, небольшие повести Александра Пушкина и Ивана Бунина... Среди отечественной классики не затерялись имена уральцев – Дмитрия Мамина-Сибиряка, Павла Бажова, а также недавно ушедших от нас, но уже причисляемых к классикам Николая Никонова и Владислава Крапивина.
Личным примером
- Бытует мнение, что стихи для совместного чтения не подходят. Так ли это?
- Стихи в семье читать необходимо, начиная с детских книг Корнея Чуковского и Самуила Маршака, Агнии Барто и других авторов, на которых мы с вами выросли. Отдельный разговор, если в семье есть свой стихотворец. У нас, например, издавна заведено, что первые мои слушатели – домочадцы. Люблю читать вслух и понравившиеся стихотворения знакомых литераторов или тех, которые уже далече: Алексея Решетова, Венедикта Станцева, Александра Маурова, Николая Домовитова... Рифмованная речь звучит у нас часто и у моих близких отторжения не вызывает. Знаю и другие семьи, в которых устраиваются домашние поэтические вечера.
- Некоторые родители заменяют семейное чтение аудиокнигами. Это полноценная замена?
- Живая, бумажная книга не может быть заменена аудио или текстом с экрана. У неё и запах свой, и тактильные ощущения, как мне сказала одна юная читательница. Не говорю уже о находках, которые можно обнаружить в книге, взятой с полки. Какая-нибудь записка, листочек с детскими каракулями тогда ещё маленького сына. А то и забытую советскую купюру обнаружишь! Общение с книгой – это поход в страну неожиданностей и открытий, это приобщение к энергетике всех тех, кто до тебя держал её в руках. Всего этого не даст ни один гаджет!
- До какого возраста родителям необходимо читать детям книги?
- Пока ребёнок не научится читать сам. Однако пример чтения родители должны подавать детям и в дальнейшем: если их чада никогда не видят книг в руках папы и мамы, они и сами будут отдавать предпочтение телевизору и компьютеру.
- Представьте, что ребёнок совсем не любит читать. Стоит ли заставлять его это делать, а потом пересказывать прочитанное? Как вызвать у него интерес к книге?
- Побуждать к чтению нужно, но не наказанием, а опять-таки личным примером. И, конечно, если вместе прочитали книгу, хорошо бы поговорить о ней. Но не так, как на уроке: а ну-ка расскажи, о чём там написано? Нужно найти интересную ситуацию, описанную в книге, спросить чадо: а как бы ты поступил на месте героя? И если он не прав, то в чём именно? Но для того, чтобы такой разговор состоялся, надо и книгу выбрать для совместного прочтения интересную, чтобы её проблематика была ребёнку близка и понятна.
Мода на книги
- Летом Российский книжный союз запустил проект «Читающая мама», направленный на популяризацию чтения, в том числе семейного. А с вашей точки зрения, как можно возродить эту традицию?
- Будущих мам надо воспитывать с детства, то есть им самим в раннем возрасте читать книги, прививать к ним уважение. Для этого необходимо привлекать библиотечное сообщество, открывать клубы и школы «читающих мам», устраивать специальные выставки. Понимаю, что фантазирую, но почему бы не организовать конкурс «Лучшая читающая мама» города, области, страны? Из уст первых лиц государства должны звучать названия книг, которые они прочитали. Такую пропагандистскую работу должны возглавить известные женщины России и регионов. Мы живём в эпоху, когда в потоке информации многие ориентируются на модные тренды. Читать детям книги должно стать модным!
- В начале октября в городе Коркино Челябинской области прошли X Кердановские чтения, названные вашим именем. Чем был отмечен юбилей?
- Радует, что традиция проведения осенних литературных чтений продолжается. Два десятка писателей, музыкантов, артистов из разных регионов Урала приехали в небольшой шахтёрский город. Выступали в школах и библиотеках, презентовали свои новые книги, провели большой литературно-музыкальный вечер. В очередной раз была вручена премия главы округа за достижения в области культуры и искусства. К слову, все эти события не что иное, как воспитание любви к чтению, формирование интереса к литературе. Очень отрадно, что на моей родине это понимают власти, общественность, мои коллеги.
- В ноябре в селе Уват Тюменской области состоятся Маминские дни и конференция Ассоциации писателей Урала (АсПУр). Чем порадуют эти события?
- Будущая конференция – тоже юбилейная, уже 25-я по счёту. За эти годы сообщество уральских и сибирских писателей доказало свою необходимость и полезность для литературного процесса, укрепления межрегиональных творческих связей. Наши встречи стали своеобразной экспертной площадкой для выработки новых форм работы, для разрешения проблем, которых в современной литературе немало. Место проведения конференции и церемонии вручения Международной премии имени Д. Н. Мамина-Сибиряка было выбрано не случайно: старинному селу Уват исполняется 495 лет, а Уватскому району – 105. Основная тема – «История и современность: проблемы отстаивания исторической правды в произведениях современных писателей». В актуальной и злободневной сегодня дискуссии примут участие представители Москвы, Санкт-Петербурга, различных городов и весей Урала, Сибири и Поволжья, братской Белоруссии. Но историческая правда в литературе – тема для отдельного серьёзного разговора.