В этом году вышел в свет первый на Урале сборник стихотворений об СВО «За ленточкой», участие в котором приняли как известные, так и малознакомые широкой читающей публике литераторы. Своими мыслями и мнением о феномене Z-поэзии с «АиФ-Урал» поделился поэт и прозаик, редактор-составитель и один из авторов сборника Александр Кердан.
Живой отклик
- Александр Борисович, мы можем говорить о Z-поэзии как о новом литературном направлении или какие-то выводы пока делать рано?
- Стихи об СВО – это живой отклик человека, оказавшегося в ситуации экзистенционального кризиса, то есть на грани Жизни и Смерти. Это ощущение сегодня испытывают не только те, кто находится в окопах, но и люди в глубоком тылу. В одном из моих стихотворений есть такие строки: «Все мы сегодня на этой войне, Ибо остаться нельзя в стороне». Бывают моменты, когда вся жизнь проходит перед глазами человека: душа его обнажена и открыта Вечности. Именно тогда возможны поэтические прозрения и настоящие откровения. Среди массы появившихся за последние полтора года лирических произведений они, несомненно, есть. Но настоящих стихов много не бывает, это редкие бриллианты. И с ними не надо путать зарифмованные мысли «по поводу».
- По вашим наблюдениям: кто сегодня пишет стихи об СВО?
- Представители самых разных поколений и социальных групп. Те, кто находится на переднем крае, воины в госпиталях, матери, ждущие сыновей, жёны, проводившие на СВО своих мужей, дети в школах, военкоры и профессиональные литераторы, члены разных творческих союзов. Исходя из такого широкого среза авторов уровень произведений сильно колеблется – от подлинных шедевров фронтовой лирики до робких попыток записать в «столбик» пережитую или «нафантазированную» самому себе ситуацию.
- Что вас как литератора и читателя радует, а что не устраивает?
- Взгляд на поэтические тексты (свои и чужие) у меня, конечно, требовательный и пристрастный: рукописей и сборников приходится просматривать много. Огорчаюсь, когда за стихи выдаётся то, что таковым не является. Искренне радуюсь, когда встречаю в произведениях совсем незнакомого мне автора проявления подлинной поэзии. Например, так было с подборкой стихотворений журналиста Натальи Денисенко из Екатеринбурга, которая попалась мне в Сети. Потом я прочитал её поэтический сборник «СВОи стихи», поделился им с коллегой Арсеном Титовым. Мы включили произведения Натальи в книгу «За ленточкой», и в этом году она стала лауреатом Всероссийской литературной премии имени поэта-фронтовика Венедикта Станцева. В одном из стихотворений Наталья пишет:
Я возвращаю полке томик Бальмонта.
Даже стихи померкли. Вскипает огнём
В рёбрах бессонных кварталов линия фронта,
Густо рокочет через сердечный разлом.
Конечно, «линия фронта, рокочущая через сердечный разлом», не может оставить читателя равнодушным. Но есть среди произведений об СВО и совершенно беспомощные тексты, которые не оставляют следа ни в сердце, ни в памяти. Вроде бы в них также говорится о войне, о патриотизме, но делается это настолько чудовищно, что вреда от таких зарифмованных мыслей больше, чем пользы.
Поэзия – это всегда метафора, образ, обобщение, неожиданность. Вспоминаю рассказ одного старого редактора, к которому пришёл ветеран войны и выложил на стол толстую папку со своими произведениями. На первой же странице редактор прочёл: «Лежит обрубок у болота, А ведь вчера ещё стрелял... Строчил себе из пулемёта – Россию грудью заслонял...» Автор пояснил, что написал это, увидев бойца, разорванного снарядом напополам, руки которого ещё сжимали рукоятки «Максима». Что тут скажешь: жестокая правда войны – да! А стихи ли? Нет, конечно…
Правда искусства
- Z-поэзия – это только о войне, или набор тем и смыслов гораздо шире?
- Мне, честно говоря, не очень нравится сам термин. Считаю, что поэзию можно и нужно делить только по одному основанию: стихи или не стихи. Не важно, о чём пишет автор: о войне или о мире, об истории отношений двух стран, о «родной берёзке и картошке в чугунке» или о чувствах, которые испытывает солдат. Один из наших авторов – Александр Шалобаев из Каменска-Уральского – в молодости служил рядовым «за речкой». Именно он предложил создать сборник стихов для бойцов и сделать его в карманном формате, чтобы книга поместилась и в разгрузку, и в вещмешке много места не заняла. Саша рассказывал, что в Афгане на блокпосте было всего три книги, две из которых – уставы внутренней и караульной службы, а третья – роман Сергея Каледина «Стройбат», зачитанный до дыр. Он в то время мечтал, чтобы в руках его оказался сборник стихов, скажем, того же Твардовского...
- С людьми из окопов или побывавшими в зоне СВО понятно. Что служит источником вдохновения для остальных Z-поэтов? Телевизор? Социальные сети? Сообщения Минобороны РФ?
- «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда», - написала как-то Анна Ахматова. Не важно, что подтолкнуло стихотворца к написанию произведения. Главный вопрос – стихи ли вышли из-под его пера? Недавно в интернете я посмотрел ролик, где актриса Яна Поплавская рассказала о молодой женщине, муж которой воюет в зоне СВО, разрезавшей своё свадебное платье для зимней маскировочной сети. Меня эта история задела за живое, стала темой для нового стихотворения.
- Известно, что Владимир Высоцкий даже в армии не служил, однако написал одни из лучших песен о войне. Чтобы талантливо писать об СВО, нужно там побывать или главное – прочувствовать тему?
- Ни Лев Толстой, ни Михаил Лермонтов не были участниками Бородинского сражения, но главы романа одного из них и стихотворение из школьной программы другого стали хрестоматийными. Потому что хорошим художественным текстам мы верим едва ли не больше, чем архивным документам. Это тот случай, когда правда искусства выше правды жизни!
- Профессиональные поэты и писатели также «эксплуатируют» Z-тематику. Нет горчинки, что многие авторы сегодня используют эту тему, чтобы раскрутиться?
- Любая спекуляция отвратительна, а спекуляции на теме патриотизма отвратительны вдвойне. Но у таких явлений есть одна особенность – они недолговечны. Актуальность хороша в журналистике и публицистике, а подлинная поэзия нацелена на Вечность. Убеждён, что всё сиюминутное схлынет и в памяти народной не сохранится, а настоящее будет жить. Иначе быть просто не может.
Издавали вскладчину
- Как создавался сборник «За ленточкой»?
- Решение сделать сборник произведений стихотворцев Среднего Урала мы приняли в январе этого года – на учредительной конференции регионального отделения Культурного фронта России. Весной я стал собирать материалы. Как выяснилось, не так уж много представителей двух писательских союзов нашего региона творят на эту тему. Кто-то ещё не осмыслил происходящее, кто-то пишет в стол, а кто-то по тем или иным причинам остерегается высказывать свою точку зрения. В итоге в сборник вошли произведения 14 авторов, среди которых четверо – даже не члены союзов писателей. Пятнадцатым автором по праву считаю прозаика и моего друга Арсена Титова, который написал поэтичное и мудрое предисловие. Замечательные подборки представили поэты Андрей Расторгуев, Евгений Бунтов, Нина Буйносова, Юрий Куксин, Александр Шалобаев, Наталья Денисенко, ряд других поэтов.
«За ленточкой» издавали вскладчину, на свои средства. Должен сказать слова признательности замечательной Лидии Худяковой, ставшей в этом году лауреатом премии Станцева и передавшей свою премию на издание сборника. Наша книга стала примером для литераторов из соседних регионов. В рамках Ассоциации писателей Урала мы планируем в ближайшее время собрать общеуральский сборник «За ленточкой». Опыт такой работы у нас есть.
- Насколько востребована Z-поэзия у читающей публики?
- Стихи всегда были уделом читателей избранных, думающих, чутких. Социологи как-то подсчитали, что среди читателей поэзию любят не более 3%. Z-поэзия в этом плане не исключение. Конечно, усилиями ряда федеральных телеканалов, которые обратили свой взор к стихотворцам этого направления, число слушателей и читателей военной поэзии увеличилось. Но, во-первых, на ТВ звучат далеко не все и далеко не самые лучшие произведения, а только те, которые попались на глаза выпускающим редакторам. Во-вторых, акцент почему-то делается именно на стихотворениях военкоров. А большая часть стихов об СВО создаётся всё-таки не на переднем крае. И пишутся эти стихи, как правило, литераторами, уже обладающими профессиональными навыками и умениями. Поэзии «окопной» потребуется время и литературное редактирование, чтобы по-настоящему встать на крыло, сделаться не горячим откликом на события, а подлинным произведением искусства.
- Стихи уральских авторов на эту тему принимают хорошо?
- Нас особенно тепло принимают в воинских коллективах и в учебных заведениях, в ветеранских организациях и библиотеках. Эти стихи волнуют патриотически настроенную молодёжь и представителей старшего поколения. На встречи приходят десятки заинтересованных слушателей. Мы это видим, выступая в городах Свердловской и Челябинской областей. По словам автора нашего сборника, поэта и воина-афганца Евгения Бунтова, уже трижды побывавшего в зоне СВО, наш сборник был нарасхват у бойцов переднего края (а основная часть тиража ушла именно туда). Но самые преданные читатели и слушатели таких стихов у нас на Урале – матери и члены семей военнослужащих, сражающихся «за ленточкой».
- Уже неоднократно поступали предложения ввести Z-авторов в школьную программу. Ваше мнение?
- В школьную программу, мне кажется, должны включаться стихотворения, проверенные временем. Это главный критерий отбора. И это должны быть произведения, точно формулирующие отношение к Добру и Злу, отвечающие главным принципам отечественной литературы: всемирности, сострадательности и светоносности. Если какие-то из современных стихов об СВО этим принципам отвечают, думаю, что в своё время они и так окажутся в школьных учебниках. Но уже сейчас на внеклассных занятиях, на уроках мужества необходимо организовывать встречи с участниками спецоперации, героями и писателями, пишущими на эту тему. Философ Иван Ильин говорил: хотите если воспитать патриотов – молитесь вместе с детьми, читайте им хорошие книги, пойте с ними русские народные песни, прививайте им любовь к труду, к нашей армии, к истории России... Тут добавить нечего.